Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Педагогу о методах контроля над гневом

Как ускорить своего тигра

Профессия педагога является на сегодняшний день одной из самых стрессогенных. И как следствие этого, увеличение количества случаев конфликтных ситуаций между педагогами и учениками, между педагогами и родителями.

Не смотря на объективные причины, приводящие к подобным конфликтам: возросший уровень агрессивности детей и подростков, низкий уровень культуры общения у родителей, повышенный уровень конфликтности в обществе в целом, педагог, как профессионал, должен владеть методами самоконтроля поведения, методами гашения конфликтов.

В этой памятке мы расскажем вам о методах контроля  гнева педагогом у самого себя, о методах экстренного реагирования для снятия психоэмоционального напряжения у педагога,.

Измерь свой гнев

Одной из основных причин, по которой человек срывается в конфликте на аффективные реакции это то, что он не может вовремя распознать у себя поднимающееся раздражение, перерастающее в гнев. И действительно, если вовремя понять, что вы «закипаете», то можно дать себе время, чтобы «остыть» или прервать негативное взаимодействие.

Как мы можем научиться этому умению самостоятельно? Вот некоторые советы по этому поводу:

1. Вспомните какой-нибудь случай из вашей жизни, когда вы переживали гнев;

2. Попробуйте оценить интенсивность вашего гнева по 10-ти бальной шкале;

3. Вспомните как ваш гнев проявляется при такой интенсивности: что вы чувствуете в теле, что говорите, как себя ведете;

4. А теперь поработайте воображением: проранжируйте проявления своего гнева по всем 10-ти баллам шкалы (как вы гневаетесь на 1 балл, на 2, на 3, на 10);

5. Оцените, на каком уровне шкалы у вас существует «точка невозврата», после которой вы уже не можете остановиться;

6. Опуститесь на балл ниже от «точки невозврата», характеристики вашего поведения на этом уровне должны стать для вас сигналом к тому, чтобы прервать конфликтное общение и дать себе время успокоиться.

Этот простейший алгоритм, который нужно выполнить письменно, а затем натренировать навык отслеживания «точки невозврата», позволит вам успешно гасить свой гнев в зачатке. Но, еще раз напомню, навык, описываемый алгоритмом, должен  быть натренирован. Простое прочтение этого текста никакой пользы вам не принесет.

 Диафрагмальное дыхание.

Но просто прервать негативное общение не достаточно, педагог должен еще уметь привести себя в спокойное состояние. В этом может хорошо помочь техника диафрагмального дыхания.

Дышать, по возможности, лучше носом. Выберите удобное положение и закройте глаза. Положите одну руку на грудь, а другую на живот. Вначале попробуйте дышать, как обычно, сосредоточиваясь на том, как поднимаются и опускаются грудная клетка и живот. Хорошо ли согласована их работа? Чувствуете ли вы в них скованность или ригидность? Нет ли напряжения в горле, груди и животе? Выполняя это  упражнение в первый раз, сфокусируйтесь на вдохе, чтобы рука, лежащая на животе, смогла первой ощутить его, после чего поднимутся ваши грудная клетка и плечи. В первый раз это упражнение может показаться несколько неестественным, но с практикой оно станет более привычным.

1.   Выполняется сидя или стоя, в удобной для вас позе.

2. Сделайте медленный вдох через нос.

3. Вдыхая, заполните воздухом нижние отделы легких. Ваша диафрагма будет заставлять живот выпячиваться, чтобы освободить место для воздуха, и рука, лежащая на животе, будет подниматься. Продолжайте вдыхать и ощутите, как расширяется средняя часть легких по мере того, как нижние ребра и грудная клетка слегка расправляются впереди, чтобы вместить в себя воздух. Наконец, ощутите расширение верхних отделов легких, в то время как поднимается ваша грудная клетка, поднимаются плечи, и вы чувствуете, как 

поднимается ваша рука, лежащая под ключицей. Слегка втяните живот, чтобы помочь легким. Этот медленный глубокий вдох можно выполнить за несколько секунд как одно плавное, непрерывное вдыхание.

4. Теперь на несколько секунд задержите дыхание.

5. Постепенно выдыхая через рот, слегка втяните живот и медленно поджимайте его по мере опустошения легких. Выдохнув полностью, расслабьте живот и грудную клетку, затем плечи.

6. В конце фазы вдоха слегка поднимите плечи и ключицы так, чтобы легкие можно было вновь до самых верхушек наполнить воздухом.

Продолжайте дышать очень глубоко и очень медленно, заполняя легкие снизу доверху, так как было описано выше. Позвольте плечам подняться и задержите вдох на несколько секунд, после чего медленно выдохните через рот. Дайте животу и грудной клетке расслабиться, избавьтесь от напряжения в плечах. Не пытайтесь выполнить это сразу в совершенстве. Попробуйте один раз, чтобы познакомиться с ощущениями, снова попытайтесь еще раз. В идеальном случае, если одна ваша рука лежит на животе, а другая – на верхней части грудной клетки, вы обнаружите, как на вдохе первой поднимается рука, лежащая на животе, а следом та, что покоится на груди. Проделайте это упражнение несколько раз, пока не научитесь с легкостью нагнетать воздух в нижние отделы легких на вдохе. Упражнение будет легче выполнять на счет: вдох на 3 счета, задержка дыхания на 1 счет, выдох на 7 счетов, задержка дыхания на 1 счет и опять вдох.