Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Краеведение как один из компонентов

в гражданском и патриотическом воспитании учащихся.

Система работы школьной библиотеки МОУ СОШ №37.

 

    «Краеведение – средство сохранения социальной памяти,

изучения культурного наследия,

«воспитывающая наука»

Д.С.Лихачев.

          Формирование гражданских чувств личности начинается с малого: бережного отношения к селу, посёлку, городу, где живёшь; уважения к своей семье; сопричастности к происходящему вокруг; изучения истории и культуры родного края. В этом заключается миссия краеведения.

          Чтобы активизировать и поддерживать постоянный интерес учащихся к краеведению, важно осуществлять эту  работу не в виде отдельных разрозненных мероприятий к юбилейным датам, а в форме продуманной системы.

          С 2011 года в  нашей школе в рамках реализации ФГОС работа по краеведению стала носить регулярный характер. Учителями начальной школы  проводятся   внеурочные занятия для 1-4 классов по программе «Край, в котором я живу» (авт. С.Л. Посмитная). В помощь данной работе школьная библиотека  осуществляет информационную поддержку, организовывает тематические выставки и мероприятия краеведческой направленности. Так в 2012-2013 учебном году в библиотеке школы были организованы:

  • Защита проекта по созданию мультимедийной презентации, посвященной дальневосточному писателю В.П. Сысоеву. Главная цель такой  работы - привлечь учащихся к изучению литературы родного края, учить отбирать и перерабатывать информацию



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Книжная выставка  - «Путешествие по Хабаровскому краю», посвященная 75-летию образования Хабаровского края. Обзор этой выставки можно просмотреть на школьном сайте

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  • Устный журнал «Хабаровский край – наш дом родной», посвященный  75-летию Хабаровского края (совместно с руководителем школьного музея). В школьном музее ребята совершили увлекательное путешествие в прошлое и настоящее нашего края.

 

  • Литературная викторина «Добрый свет таланта», посвященная 90-летию дальневосточному писателю  Николаю Дмитриевичу Наволочкину. Учащиеся начальной школы стали ее активными участниками. Большую помощь в проведение мероприятия  оказали учащиеся пятых классов. Ребята сами выступали в роли главных героев произведений Николая Наволочкина – кота Егора и Полудницы Акули.  Участники викторины  отвечали на вопросы, играли с главными героями, соревновались между собой в ловкости и остроумии

 
















  • В 2013 году запущен проект на тему «Край замечательных людей», который представлен через презентации и  видеоролики   о жизни писателей, художников, спортсменов, актеров - тех людей, благодаря которым наш край растет и процветает. Так, в рамках  проведения школьных 15 минуток, учащиеся школы узнали о Н. И. Гродекове, Е.П. Хабарове, А.В. Окладникове, а так же о нашей землячке - олимпийской чемпионке Ю.А Чепаловой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  •  Интерактивная игра - викторина «Край, в котором я живу»  для учащихся 4 классов. Участники викторины совершили путешествие по заповедным уголкам своей малой родины. В ходе игры ребята вспомнили историю Хабаровского края, рассказали о коренных жителях, вспомнили писателей-дальневосточников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Система работы школьной библиотеки по патриотическому воспитанию на основе краеведческих материалов помогает учащимся лучше понять закономерности исторического процесса, обогащает их знаниями о родном крае, развивает познавательные интересы, приобщает учеников к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные способности учащихся. Ребята принимают участия в школьных и городских конкурсах краеведческой направленности, где показывают приобретенные знания о родном крае и городе.

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таким образом, вся  работа по краеведению, осуществляемая сотрудниками школьной библиотеки совместно с педагогами школы, преобразовалась в систему с определенной целью и задачами.

Цель данной  работы  -  формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества на основе изучения истории и культуры родного края.

     Исходя из данной цели, поставлены следующие задачи:

  • изучить историю родного края, обычаи, традиции и духовную культуру своего народа;
  • сформировать активную гражданскую позицию, бережному отношению к прошлому, настоящему и будущему  родного края.
  • принимать участие  в разнообразной поисковой,  творческой созидательной деятельности; 
  • научить работе с краеведческой информацией: поиску, анализу, преобразованию, передаче, хранению, ее использование в учебной деятельности и повседневной жизни;

Чтобы данная работа имела свое продолжение  в среднем звене, библиотекарем школы в 2013 году  была разработана и начала реализовываться программа внеурочного курса «Моя малая Родина» для учащихся  5 класса (см. Приложение № 1). Программа   направлена  на общекультурное, гражданско-патриотическое образование и воспитание,  на создание  условий для развития творческих способностей учащихся. В рамках реализации программы запланированы следующие мероприятия:

  • Создать с учащимися 5-6 классов проект календарь знаменательных дат. Цель краеведческого календаря «Даты Комсомольска-на-Амуре – 2014» - обратить внимание на наиболее значимые события в истории родного города. Календарь будет включать в себя юбилейные даты лиц, оставивших заметный след в жизни города, юбилеи исторических событий и другие значимые даты, которые будут отмечаться в   следующем году.
  • Участие в  городском  конкурсе «Я - комсомольчанин»;
  • Экскурсии в краеведческий и художественный  музеи города Комсомольска-на-Амуре;
  • Встречи с творческими людьми родного города.

Сегодня никто не сомневается в том, что главенствующая роль в деятельности школьных библиотек принадлежит информационному обеспечению пользователей. И, тем не менее, школьная библиотека – это, прежде всего  источник духовного, исторического, литературного наследия народа. Хочется, чтобы молодое поколение, а затем и их дети гордились своим краем, делами своих отцов и хотели здесь жить и работать. И мы готовы им в этом помочь.

 

 

 

 Духовность как базовая ценность воспитания

национального самосознания обучающихся

 Основным  содержанием  духовно-нравственного  развития  личности  являются  базовые  национальные  ценности,  мир  которых  -  результат  активной  деятельности  самого  человека.  Задача  библиотеки  –  организовать  эту  деятельность  так,  чтобы  была  необходима  активная  работа  разума  и  души,  возможность  показать  свою гражданскую позицию, высказать свое и выслушать мнение других.

Библиотека осуществляет свою воспитательную миссию, используя следующие формы работы:

  •  тематические обзоры литературы;
  • книжные выставки;
  • библиотечные часы;
  • конкурсы и викторины.

Одно из главных направлений в работе по духовно-нравственному развитию  – краеведение. Подлинное краеведение  –  это всегда и краелюбие. Любовь своему  краю  необходимо  формировать,  начиная  с  его  изучения.  Чем  лучше  мы будем  знать  свою  малую  родину,  тем  больше  будем  ее  любить,  так  как  человеку свойственно больше любить то, что хорошо  ему знакомо.

В нашей библиотеке постоянно действует книжная выставка  - «Путешествие по Хабаровскому краю», на ней представлены книги по истории образования и развития нашей малой родины. Энциклопедии  журналы о растительном и животном мире родного края. Фольклор коренных жителей,  произведения  дальневосточных писателей.  Обзор этой выставки можно просмотреть на школьном сайте.

На базе школьного музея проводим устный журнал «Хабаровский край – наш дом родной», где ребята совершают увлекательное путешествие в прошлое и настоящее нашего края.

  • Всегда  интересно проходит интерактивная игра - викторина «Край, в котором я живу» . Участники викторины совершают путешествие по заповедным уголкам своей малой родины. В ходе игры ребята вспоминают историю Хабаровского края, рассказывают о коренных жителях, узнают писателей-дальневосточников. 

Такая система работы школьной библиотеки на основе краеведческих материалов помогает учащимся лучше понять закономерности исторического процесса, обогащает их знаниями о родном крае, развивает познавательные интересы, приобщает учеников к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные способности учащихся. Ребята принимают участия в школьных и городских конкурсах краеведческой направленности, где показывают приобретенные знания о родном крае и городе.

В  воспитании  жизнестойкости,  в  содействии  творческой  самореализации  первостепенное значение приобретает художественная литература.  Чтение  –  одна  из  важнейших  перспектив  духовности,  интеллекта. В.А.Сухомлинский  в  своем  замечательном  труде  «Рождение  гражданина»  считал, что  настоящее  чтение  –  это  чтение,  которое  увлекает  ум  и  сердце.  Книга  учит, радует,  открывает  красоту  мира,  «исцеляет  душу   и  тело»,  так  как  все  духовное связано с телесным. Читатели  нуждаются  в  том,  чтобы  их  научили  осмысленно  читать,  возбудили фантазию,  помогли  увидеть  живую  жизнь  в  тексте  и  включились  бы  в  нее  всей душой.  Только  обеспечив  чтению  творческий  характер,  библиотека  может  быть уверена, что книга дошла до сердца. Чаще всего это происходит в процессе игр или конкурсов. В этом году мы первый раз участвовали в конкурсе чтецов русской прозы «Живая классика».

Ребята с огромным удовольствием  и неподдельным интересом познакомились с рассказами Григория Дьяченко: «Детское счастье», «Пироги», с рассказом – притчей  Л. Чарской «Без сердца» и многими другими произведениями о чуде живой веры.

 

     Сегодня никто не сомневается в том, что главенствующая роль в деятельности школьных библиотек принадлежит информационному обеспечению. И, тем не менее, школьная библиотека – это, прежде всего  источник духовного, исторического, литературного наследия народа. И мы надеемся, что каждое мероприятие, каждое выступление оставит небольшой след – след доброты, внимания и любви к окружающим в сердцах наших детей.

Школьный библиотекарь           Перегоедова Т.В.