Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Обновление сайта от 21.09.2019 г

I.    Пояснительная записка

 Нормативно-правовое  обоснования учебного плана

 Учебный план Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №37 г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края разработан в соответствие с Уставом образовательной организации на основании Федерального закона об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273ФЗ, статьи 41 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденным постановлением Российской Федерации от 10.03.2001 года № 196.

При разработке учебного плана 2015-2016 учебного года педагогический коллектив Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №37 руководствовался содержанием следующих нормативных документов:

  • Закон Российской Федерации "Об образовании" № 273ФЗ от 29.12.2012г.;
  • Примерная основная образовательная программа начального общего образования, одобренная Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, Протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15;
  • Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, Протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15;
    • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
    • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям  и организации обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях» (п. 10.5.), зарегистрированными в Министерстве юстиции Российской Федерации 03.03.2011 года регистрационный №19993;
    • Приказ Минобрнауки РФ от 3 июня 2011 г. № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений»;
    • Приказ МО РФ от 10.04.2002 г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
    • Приказ МО РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
    • Приказ МО РФ от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного  учебного  плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
    • Приказ МО РФ от 20.08.2008г  №241 «О внесении изменений в федеральный базисный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03. 2004г № 1312»;
    • Приказ Минобрнауки РФ от 31.08. 2009г № 320 « О внесении изменений  в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального, общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03. 2004г № 1089 «Об утверждении федерального компонента  государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
    • Приказ Минобрнауки РФ от 26.11.2010 г № 1241 (Регистрационный  № 19707 от 04. 02. 2011) «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации»  от 6 октября 2009 г. № 373;
    • Приказ Минобрнауки РФ от 19.10.2009г №427 « О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального, общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03. 2004г № 1089 «Об утверждении федерального компонента  государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
    • Приказ Минобрнауки РФ от 30.08.2010 № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений Российской Федерации. реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004г №1312 ««Об утверждении федерального базисного  учебного  плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
    • Приказ  Минобрнауки РФ от 20 августа 2008  № 241 и от 30 августа 2010 № 889 «Об утверждении базисного учебного плана для 2-8, 10-11 классов.
    • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.10.2010 г. №ИК-1494/19 № «О ведении третьего часа физической культуры»;
    • Приказ Минобрнауки РФ от 31.03.2014 № 253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования";
    • Приказ Минобрнауки РФ  от 8 июня 2015 г. № 576 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального и общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253;
      • Приказ МО Хабаровского края от 25.08.2010 г. № 1775 «Об организации введения федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования в общеобразовательных учреждениях Хабаровского края»;
      • Приказ МО Хабаровского края от 02.08.2012 г. № 1785 «Об организации введения федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования в пилотных (апробационных) площадках общеобразовательных учреждениях Хабаровского края».

 В целях обновления содержания образования при составлении учебного плана  МОУ СОШ № 37  использовались рекомендации, изложенные в письмах: 

  • Письмо МО Хабаровского края «Об организации учебного процесса в 1-ых классах образовательных учреждений Хабаровского края» от 10. 06.2011 г. № 04. 1-17-4659; 
  • Письмо департамента общего образования Минобрнауки РФ от 12 мая 2011 г. №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального образовательного стандарта общего образования»;
    • Письмо  МО ХК от 28.05.2008 г. № 04-17-3223 «Об использовании в общеобразовательных учреждениях края нормативных документов, определяющих содержание общего образования»;
    • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.10.2003 № 13-51-263/123 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой»);
    • Письмо  Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 04.03.2010 № 03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов»;
    • Приказ отдела образования администрации г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 21.01.2010 №1-20/43 «Об организации образовательного процесса по основам безопасности жизнедеятельности в общеобразовательных учреждениях г. Комсомольска-на-Амуре»;
    • Письмо Минобрнауки России от 09.02.2012 года № 102/03 «О введении курса ОРКСЭ с 1 сентября 2012 года»;
    • Письмо отдела образования администрации г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 23.07.2013 № 1-25/632 « О направлении методических рекомендаций».

 

Учебный план МОУ СОШ № 37 позволяет реализовывать цели государственного стандарта и образовательной программы школы,  ориентирован на:

  • формирование разносторонней социально активной личности на основе интеграции качественного общего и дополнительного образования в эмоционально и духовно- нравственной привлекательности для учащихся среде;
  • развитие в процессе обучения продуктивных видов и способов деятельности учащихся;
  • создание условий для удовлетворения потребностей учащихся в различных профильных образовательных траекториях, в реализации индивидуальных учебных планов;
  • реализацию принципов педагогики успеха;
  • достижение выпускниками социальной зрелости;
  • защиту обучающихся от некачественного образования.

Целью учебного плана МОУ СОШ № 37 является создание условий, которые способствуют умственному развитию учащихся, самопознанию и осознанному личностно-профессиональному самоопределению, не зависящих от социокультурных возможностей семьи и ее имущественного положения, сохранению их здоровья.

Исходя из действующих 4-х вариантов учебного плана, учебный план МОУ СОШ № 37 на 2015/2016 учебный год является  переходным:

- в 1-4х классах реализуется структура и содержание БУП -2015 (вариант 2);

- в 3д классе реализуется структура и содержание БУП- 2002, для специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, классе на основании Приказа  МО РФ от 10.04.2002 г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;

- в 5а классе реализуется структура и содержание БУП- 2015 (вариант 3);

- в 5б,в классах реализуется структура и содержание БУП- 2015 (вариант 2);

- в 6-8х классах реализуется структура и содержание БУП-2010 (вариант 1);

- в 6а, 7а классах реализуется структура и содержание БУП-2010 (вариант 2);

- в 9-11 классах реализует структуру и содержание БУП-2004, с учётом  изменений,  внесённых приказом Министерства образования и науки РФ от 01.02.2012 г. № 74.

В соответствии с учебным планом устанавливается следующая продолжительность учебного года:

1 класс - 33 учебные недели;

2-8, 10 классы - 34 учебные недели;

9, 11 классы - 33 учебные недели без учета государственной итоговой  аттестации.

Структура учебного плана

         В учебном плане Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №37 г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края находит воплощение основная образовательная программа и программа развития школы на 2010/2015 г. Учебный план тесно связан с внеурочной деятельностью и дополнительным образованием, осуществляемым в школе.

В учебном плане МОУ СОШ № 37 отражено нормативное сочетание инвариантной и вариативной составляющих, федерального компонента и    компонента образовательного учреждения для формирования предметной и развивающей деятельности, обеспечена преемственность в использовании учебно-методических комплексов, факультативных и элективных занятий. Для реализации общеобразовательных программ используются учебные пособия, рекомендованные Министерством образования РФ в федеральном перечне учебников на 2014/15 учебный год с учетом всех изменений в соответствии с приказом Минобрнауки РФ  от 8 июня 2015 г. № 576. Специфика учебного  плана  МОУ СОШ № 37 определяется целями и задачами реализуемых в школе  образовательных программ. Личностно-ориентированный подход обеспечивается также системой дополнительного образования. Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана общеобразовательного учреждения, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, в совокупности не превышает величину недельной образовательной нагрузки.  

3. Санитарно-гигиенические требования к организации учебного процесса.

 Учебный план МОУ СОШ № 37, реализующий программы общего образования на 2015/2016 учебный год,  обеспечивает выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования  к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»,      и предусматривает в соответствии с  ФБУП- 2010, ФБУП-2004 и Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации  от 19.03.2001 № 196:

  • 4-летний срок освоения образовательных программ начального общего образования для 1-4 классов; 
  • 5-летний срок освоения образовательных программ основного общего образования для 5-9 классов;
  • 2-летний срок освоения образовательных программ среднего общего образования на основе различных сочетаний базовых и профильных предметов для 10-11 классов.

Учебный план МОУ СОШ № 37 соответствует требованиям 5-дневной учебной недели в 1-х классах и 6-дневной учебной недели во 2-11 классах. Учебная нагрузка учащихся не превышает объема максимально допустимой нагрузки, установленной СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям  и организации обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях».

Величина недельной образовательной нагрузки (количество учебных занятий), реализуемая через урочную и внеурочную деятельность, определена в соответствии  таблицей.

Гигиенические требования к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки

Классы

Максимально допустимая недельная нагрузка        
в академических часах

при 6-дневной неделе,    
не более

при 5-дневной неделе,   
не более

1

-

21

2 - 4

26

23

5

32

29

6

33

30

7

35

32

8 - 9

36

33

10 - 11

37

34

   Образовательная недельная нагрузка равномерно распределена в течение учебной недели, при этом объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня составляет: 

  • для обучающихся 1 классов  организован «ступенчатый» режим обучения: 1четверть – 3 урока по 35 минут с обязательной динамической паузой в середине рабочего дня, 2 четверть – 4 урока по 35 минут, 3-4 четверти – 4 урока по 45 минут;
  • для обучающихся 2-4 классов – не более 5 уроков, один раз в неделю – 6 уроков за счет урока физической культуры при 6-дневной учебной неделе;
  • для обучающихся 5-6 классов  – не более 6 уроков;
  • для обучающихся 7-11 классов –  не более 7 уроков.

Домашние задания  даются обучающимся с учетом возможности их  выполнения, а объем  заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах):

в 1-х  классах - без домашнего задания

во 2-3 классах - 1,5 ч,

в 4-5 классах - 2 ч,

в 6-8 классах - 2,5 ч,

в 9-11 классах - до 3,5 ч.

Продолжительность учебной недели:

  • для  1 классов -   5-дневная учебная неделя,
  • для 2-11 классов -  6-и дневная неделя.

  

4. Особенности организации образовательного процесса в МОУ СОШ №37. 

Учебный план МОУ СОШ № 37 реализует принципы вариативности, непрерывности, преемственности и светскости в обучении. Учебный план составлен в целях дальнейшего совершенствования образовательного процесса, повышения качества обучения школьников, сохранения единого образовательного пространства, а также с учётом гигиенических требований, предъявляемых к условиям обучения и воспитания школьников, сохранения их здоровья.

Преемственность по вертикали достигается через непрерывность в обучении  по предметам «Иностранный язык», «Информатика и ИКТ»,  через  сохранение единого учебно-методического комплекса.

В соответствии с требованиями Концепции модернизации российского образования в учебный план МОУ СОШ № 37 введен предмет «Иностранный язык» со 2 класса при обязательном делении на группы при численности учащихся в классе в 25 человек и более. Предмет «Информатика и ИКТ»  направлен на обеспечение всеобщей компьютерной грамотности и  изучается также со 2 класса, реализуется как учебный предмет:

  • во 2-4 х классах через реализацию компонента образовательного учреждения,
  • в 5,6  классах через реализацию школьного компонента,
  • с 7-го по 11 классы произведен переход на предмет «Информатика и ИКТ».

         На основании приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.10.2010 г. №ИК-1494/19 № «О ведении третьего часа физической культуры» для повышения роли физической культуры в воспитании современных школьников, укрепления  их здоровья, увеличения объёма двигательной активности обучающихся, развития их физических качеств в учебный план был введен третий час физической культуры с 1- 11 классах.

 Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» интегрируется в объеме не менее 15 % от программных требований в содержание преподавания предметов с 1 по 4 классы (письмо Минобразования РФ от 25.03.99г. № 393 /11 «О преподавании ОБЖ в начальной школе»), с 5 по 6 классы (интеграция  с предметами трудовое обучение, физическая культура, биология, география). В 7, 8, 10, 11 классах курс представлен отдельным предметом  и входит в инвариантную часть согласно приказа Минобрнауки России от 20.08. 2008 № 241 и  Приказу Минобразования России от 30.08.2010 № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений Российской Федерации. реализующих программы общего образования».

При проведении учебных занятий по предметам «Иностранный язык» во 2-11 классах, «Технология», «Информатика » в 5 классе,  «Информатика и ИКТ» в 6-11 классах, «Физическая культура»  в 10-11 классах.

При составлении учебного плана образовательного учреждения индивидуальные, групповые, факультативные занятия учитываются при определении максимально допустимой аудиторной нагрузки обучающихся согласно СанПиН 2.4.2.2821-10.

  Дифференциация учебно-воспитательного процесса реализуется за счет  наполнения учебного плана по ступеням обучения.

II. Пояснительная записка к учебному плану 1-4 классов на 2015/2016 учебный год 

В ходе освоения образовательных программ начального общего образования у обучающихся формируются базовые основы знаний и надпредметные умения, составляющие учебную деятельность младшего школьника и являющиеся фундаментом самообразования на следующих ступенях обучения:

  • система учебных и познавательных мотивов: умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат;
  • универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные  коммуникативные);
  • познавательная мотивация, готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, основы нравственного поведения, здорового образа жизни.

Обязательная часть учебного плана школы отражает содержание образования, которое обеспечивает решение важнейших целей современного начального образования:

  • формирование гражданской идентичности обучающихся;
  • приобщение обучающихся к общекультурным и национальным ценностям, информационным технологиям;
  • готовность к продолжению образования на последующих ступенях основного общего образования;
  • формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях;
  • личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.

Содержание образования на этой ступени реализуется преимущественно за счет введения учебных курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира. Организация учебного процесса осуществляется на основе системно-деятельностного подхода, а система оценки обеспечивает индивидуальные достижения обучающихся.

     Инвариантная часть учебного плана начальной ступени отражает содержание образования, которое обеспечивает решение важнейших целей современного начального образования: формирование гражданской идентичности обучающихся, их приобщение к общекультурным и национальным ценностям, информационным технологиям; готовность к продолжению образования в основной школе; формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях; личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.

В условиях введения  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения в 1,2, 3, 4 классах МОУ СОШ № 37  работа спланирована в соответствии с  БУП- 2015 года, вариант № 2, на основании  и с учетом особенности и специфики Примерной основной образовательной программы начального общего образования, одобренной Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, Протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15;  в 3д классе на основании Приказа  МО РФ от 10.04.2002 г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».

 

Учебный план определяет:  

  • перечень предметных областей: филологию, математику и информатику, окружающий мир, духовно-нравственную культуру  народов России, искусство, технологию и физическую культуру;
  • образовательные межпредметные и разновозрастные модули;
  • перечень  компонентов внеучебной  образовательной  деятельности, организованных в разных формах (клубной, студийной, секционной, кружковой, тренинговой, в общественно-полезных и социальных практиках) за пределами урочных занятий, с указанием объемов за учебный год и возрастов (годов обучения) учащихся. Внеучебная образовательная деятельность составляет не менее 40% от обязательной части ООП НОО;
  • соотношение между  обязательной (инвариантной) частью, формируемой в соответствии с требованиями ФГОС НОО, которая составляет 80% от общего нормативного времени, отведенного на предметную область и вариативной частью, которая составляет 20% от общего нормативного времени, отведенного на предметную область, которая предоставляет возможность проведения  образовательных межпредметных, разновозрастных модулей;
  • индивидуальные и групповые  внеурочные (внеаудиторные) занятия обучающихся до 10% объема  времени, отведенного на предметные области: филологию, математику и окружающий мир;
  • максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся.

          При конструировании учебного плана начального общего образования  МОУ СОШ № 37 учитывались  принципиальные особенности организации образовательного процесса на первой ступени обучения, основанные на письме МО Хабаровского края «Об организации учебного процесса в 1-ых классах образовательных учреждений Хабаровского края» от 10 июня 2011 г. № 04.1-17-4659:

  1. особенностью содержания начального общего образования в условиях ФГОС  второго поколения является не только ответ на вопрос, что   ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действий (УУД) в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Уровень сформированности  УУД  в полной мере зависит от способов организации учебной деятельности и сотрудничества, познавательной, творческой, художественно-эстетической и коммуникативной деятельности  школьников;
  2. особое место в образовании  младших школьников занимают интегративные курсы: изобразительное искусство и художественный труд; театр (музыка, актерское мастерство и хореография), окружающий мир (естествознание и обществознание), математика и информатика;
  3. важное  место в образовательном плане занимают межпредметные образовательные модули. Основная цель подобных  модулей – координация учебных предметов начальной школы, а также социализация младших школьников. Особое  место занимает  вводный образовательный модуль Г.А. Цукерман «Введение в школьную жизнь», рассчитанный на 10 дней адаптационного периода (30 часов) первой  четверти первого класса. Главное  событие каждого  модуля проектируется как  особое общее дело всего класса: знакомство, создание групп, поход, презентация книги, праздник, соревнование и пр;
  4. для  формирования учебной  самостоятельности  младших школьников  используются всевозможные практики, которые организуются через групповые и индивидуальные консультации и мастерские, а также  тьюторское сопровождение индивидуальной и групповой самостоятельной работы  учащихся.

Отличительной особенностью учебного плана 1 ступени МОУ СОШ № 37 является организация деятельности по развивающим образовательным системам и учебно-методическим комплектам: СРО Л.В. Занкова – 1Б, 4 Б классы;  ОС  «Школа 2100» - 1А, 1Г, 2А, 3А, 3В, 4 А, 4В классы; УМК «Школа России» -  1 В, 2 Б, 2В, 3Б, 3 Г, 3Д,  4Г  классы.

Содержание образования на этой ступени реализуется преимущественно за счёт введения учебных курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира, деятельностного подхода и индивидуализации обучения по каждому учебному предмету.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования в учебный план  4 класса включён факультативный  курс «Основы религиозной культуры  и светской этики»  (далее – ОРКСЭ)  1 час в неделю (всего 34 часов). 

            Целью комплексного курса ОРКСЭ является формирование у обучающегося мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также  к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.         

 Основными задачами комплексного курса являются:

            - знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики по выбору родителей (законных представителей);

            - развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей личности, семьи, общества;

            - обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, ранее полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

            - развитие способностей обучающихся к общению в полиэтничной, разномировоззренческой и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога.

            Комплексный курс является светским. Сведения об истоках традиций и культуры не рассматриваются как конкуренты научных знаний и результатов научных исследований. Выбор модуля, изучаемого в рамках курса ОРКСЭ, осуществляется  родителями (законными представителями) учащихся. Выбор  фиксируется протоколами родительских собраний и письменными заявлениями родителей. На основании произведённого выбора формируются группы учащихся. Решение о количестве учебных групп принимается  с учётом необходимости предоставления обучающимся возможности изучения выбранного модуля, а также с учётом имеющихся условий и ресурсов в каждом конкретном образовательном учреждении.

       Программа изучения иностранного языка во 2-4-х классах (2 часа в неделю) предусматривает развитие общеязыковой, коммуникативной компетентности. Предмет «Иностранный язык» входит в содержание перечня предметов федерального компонента, реализуется по УМК  авт. М.З. Биболетовой (4 класс), УМК авт. Ю.А. Комарова (2-3 классы) и И.Л.Бим.     

В 2015-2016 учебном году в учебный план школы 1 ступени обучения включен достаточный набор часов компонента образовательного учреждения,направленного на изучение курса «Риторика», предусмотренного ОС «Школа 2100» во 2 А , 3 А В, 4 А В классах.

         На основании приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.10.2010 г. № ИК-1494/19 № «О ведении третьего часа физической культуры» для повышения роли физической культуры в воспитании современных школьников, укрепления  их здоровья, увеличения объёма двигательной активности обучающихся, развития их физических качеств в учебный план был введен третий час физической культуры в 1- 4 классах.

       При реализации часов компонента образовательного учреждения соблюдается принцип преемственности в реализации курсов и программ. Компонент образовательного учреждения предназначен для реализации предметной и развивающей деятельности.  

Компонент образовательного учреждения

Классы

Компонент образовательного учреждения для формирования предметной деятельности

Компонент образовательного учреждения для формирования развивающей деятельности

Предмет

Часы

Факультатив

ИГЗ

Часы

2АБВ, 3АБВГ, 4 АБВГ

Информатика

1

 

   

2 А, 3 АВ,

4 АВ

Риторика

1

 

   

2 БВ, 3 БГ,4 Г

   

Творческая работа со словом

 

1

   

Иностранный язык

 

1

 

 

 

Математика

1

 

 

 

Русский язык

1

 

 

 

Коррекция речи

1

 

 

Занимательная геометрия

 

1

 

Базисный учебный план начального общего образования МОУ СОШ № 37 состоит из двух частей – обязательной (инвариантной), отражающей содержание образования и вариативной части, формируемой участниками образовательного процесса, включающей внеучебную деятельность (в 1-4 классах), осуществляемую во второй половине дня и факультативные занятия для учащихся 2-4 классов, проводимых с учётом требований СанПиН 2.4.2.2821 -10.

 Занятия внеурочной деятельности для учащихся 1-4 классов обеспечивают реализацию индивидуальных потребностей обучающихся, проводятся по пяти направлениям: спортивно-оздоровительное, общекультурное, духовно-нравственное,  общеинтеллектуальное, социальное. В каждом направлении  определено количество часов и представлена вариативность видов деятельности с общей нагрузкой до 10 часов. Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объёмов финансирования, направляемых на реализацию основной образовательной программы начального общего образования.

    В 2015-2016 учебном году в МОУ СОШ № 37 продолжает свою работу 3Д класс коррекционно-развивающего обучения (VII  вида) для детей с диагнозом «Задержка психического развития».

Учебный план для класса коррекционно-развивающего обучения VII  вида для учащихся, имеющих диагноз «Задержка психического развития» составлен на основе следующих документов:

  • Законом РФ «Об образовании».
  • Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. № 196
  • В соответствии действующими с 01.09.2011 г. СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"
  • Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (в редакциях постановлений Правительства Российской Федерации от 12.03.97 № 288,  от 10.03.2000 N 212);
  • Приказ Минобразования России от 10.04.2002 № 29/2065-п "Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии";
  •  Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29,12.2010 г. № 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 13 октября 2011 г. N 19-255 «О направлении рекомендаций по совершенствованию преподавания физической культуры и спорта в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях»
  • Письмо отдела образования администрации г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 23.07.2013 № 1-25/632 « О направлении методических рекомендаций»

Учебный план направлен на осуществление региональной образовательной политики, позволяющей формирование и сохранение единого образовательного пространства, и реализацию национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта начального, основного  образования. Образовательный процесс для детей с задержкой психического развития организуется в соответствии с Учебным планом, Программой коррекционной работы, Программой внеурочной деятельности, которые являются структурными элементами основной образовательной программы образовательного учреждения.

 С целью обеспечения учащимся 3 Д специального (коррекционного) класса VII вида общеобразовательной подготовки, отвечающей требованиям к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений в соответствии с ФГОС в учебный план введены:

  • В соответствии с предметной областью ФГОС НОО «Филология» преподавание учебного предмета «Иностранный язык» в количестве 1 часа неделю как факультативный курс в целях пропедевтики.
  • Образовательная область «Физическая культура» включает учебный предмет «Физическая культура» (в количестве 2 часов в неделю), предмет «Ритмика» (в количестве 1 часа в неделю).

В 3Д классе используется УМК «Школа России», как наиболее подходящую программу для освоения учащимися, имеющими задержку психического развития различной этиологии.

III. Пояснительная записка к учебному плану 5-9 классов на 2015/2016 учебный год

Основное общее образование обеспечивает личностное самоопределение учащихся – формирование нравственных качеств личности, мировоззренческой позиции, гражданской зрелости; готовность к профессиональному выбору, к самостоятельному решению проблем в различных видах и сферах деятельности, к развитию творческих способностей.

Содержание образования на второй ступени  является относительно завершенным и базовым для продолжения обучения в средней (полной) общеобразовательной школе или в учреждении профессионального образования, создает условия для получения обязательного среднего (полного) образования, подготовки учеников к выбору профиля дальнейшего образования, их социального самоопределения и самообразования.

В школе 2 ступени обучения структура учебного плана состоит из федерального компонента  основного общего образования и компонента образовательного учреждения,  реализуются программы базового общеобразовательного уровня,  программы элективных курсов в предпрофильных 9–х  классах. На второй ступени обучения  9 общеобразовательных классов (5А,Б,В,; 6А,Б,В,Г;  7 А,В;  8 А,Б ); один инженерный класс (7Б); два предпрофильных класса (9 А,Б).

        В 5-7-х классах продолжается работа, а в 8-х классах  вводится ФГОС основного общего образования в пилотном режиме на основании  распоряжения МО Хабаровского края «Об организации введения федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования в пилотных (апробационных) площадках общеобразовательных учреждений Хабаровского края» от 02 августа 2012 г. № 1785.

В соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования работают 5а ,5б ,5в (БУП-2015); 6а, 6б, 6в, 6г, 7а,7б,7в, 8а,8б классы (БУП-210). В соответствии с БУП-2004 работают 9а, 9б классы.

В 5а (первый вариант учебного плана),6а,7а классах по второму варианту учебного плана, наряду с одним иностранным языком ( английский язык), вводится второй иностранный язык ( немецкий язык) по 2 часа в неделю.

Учебный предмет «Обществознание» изучается с 6 по 9 класс по 1 часу в неделю для формирования основ гражданского мировоззрения учащихся.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования в учебный план  5-х классов включён факультативный курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» по 0,5 часа в неделю (всего 17 часов). Целью данного курса является: воспитание и психолого-педагогическая поддержка становления инициативного и компетентного  гражданина России, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, разделяющего духовные и культурные традиции многонационального народа Российской Федерации.

Предмет «Физическая культура» изучается в 5-9 классах 3 часа в неделю. В связи с этим федеральный компонент увеличен на 1 час, соответственно увеличивается и допустимая максимальная учебная нагрузка на основании Приказа Минобрнауки России от 03.06. 2011 года № 1994.

Учебный предмет «Технология» построен по модульному принципу, с учетом возможностей и потребностей школы. Предмет «Технология» изучается с 5 по 8 класс. В 7-8 классах технология изучается 1 час в неделю.

Учебный план предпрофильных классов  направлен на создание условий для достижения учащимися уровней образованности соответствующих федеральному, региональному и школьному компонентам стандарта образования; создание условий для формирования ключевых компетентностей, позволяющих учащимся сделать осознанный выбор дальнейшего образовательного маршрута.

          Исходя из  перспективного развития  МОУ СОШ № 37 организована пропедевтическая подготовка к профильному обучению за счет элективных курсов и учебных предметов. Предпрофильная подготовка включает в себя:  предпрофильные  элективные учебные курсы,  предназначенные для ознакомления учащихся со способами деятельности, необходимыми для успешного освоения программ того или иного профиля, формирования образовательных потребностей, что позволит осуществить более осознанный выбор профиля обучения в старшей школе, информационную работу и профильную ориентацию – курс «Твоя профессиональная карьера» (1 ч.).

Часы школьного компонента используются на изучение элективных  курсов для классов предпрофильной подготовки по 1 часу на каждый курс:

  • Задачи с параметром
  • Экспериментальные задачи по физике
  • Русское правописание
  • Основы правовых знаний

 

Компонент образовательного учреждения

Компонент образовательного учреждения для формирования

развивающей деятельности

классы

Факультатив

Часы

классы

Элективные курсы

Часы

5 АБВ

 Информатика

2

9АБ

 Твоя профессиональная карьера

1

 Основы духовно-нравственной культуры народов России

 0,5

Экспериментальные задачи по физике     

1

По странам и континентам 

 1

Русское правописание

1

5 БВ

За страницами учебника математики 

 1

Задачи с параметром

1

Секреты орфографии 

 1

Основы правовых знаний

1

6АБВГ

За страницами учебника математики

1

 

 

 

Основы безопасности жизнедеятельности 

 1

 

 

 

6БВГ

Информатика

2

 

 

 

7АБВ

За страницами учебника математики

1

 

 

 

7АВ

По странам и континентам

1

 

 

 

Основы ТРИЗ

1

 

 

 

 

Основы робототехники

1

 

 

 

Секреты орфографии

1

 

 

 

8АБ

За страницами учебника математики

1

 

 

 

Секреты орфографии

1

 

 

 

Основы правовых знаний

1

 

 

 

Все предметы, факультативы, элективные курсы увязаны с нормативными учебными предметами, что формирует систему содержания основного общего образования. Количество часов, необходимое для изучения отдельных предметов, определяется на основе целевых установок образовательной программы, ожидаемых результатов образовательного процесса, особенностей его организации и используемых технологий.

IV. Пояснительная записка к учебному плану 10-11 классов на 2014/2015 учебный год

Среднее общее образование направлено на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося,  формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на  основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности. Среднее  общее образование является завершающим этапом общеобразовательной подготовки, обеспечивающим освоение обучающимся основных образовательных программ  на основе дифференциации обучения, которая обеспечивается введением профильного обучения. На старшей ступени один десятый класс (архитектурно-технологический профиль) и один одиннадцатый класс (универсальный).

Базовые общеобразовательные учебные предметы – учебные предметы федерального компонента, направленные на завершение общеобразовательной подготовки обучающихся. Федеральный базисный учебный план предполагает функционально полный, но минимальный их набор. Остальные базовые учебные предметы изучаются по выбору. Профильные общеобразовательные учебные предметы – учебные предметы федерального компонента повышенного уровня, определяющие специализацию каждого конкретного профиля обучения. Совокупность базовых и профильных общеобразовательных учебных предметов определяет состав федерального компонента федерального базисного учебного плана. В основе учебного плана лежит выделение в каждой из образовательной областей обязательных  предметов базового уровня, профильного уровня и элективных курсов. Такой подход позволяет каждому ученику формировать свою индивидуальную программу обучения на основе жестко заданного ограниченного набора базовых и профильных предметов и свободно варьируемых элективных курсов. За счет часов компонента образовательного учреждения во всех классах третьей ступени обучения введен третий час физической культуры.

Для достижения обязательного минимума содержания среднего общего образования, в зависимости от уровня образованности учащихся и программного обеспечения увеличена учебная нагрузка за счет часов школьного компонента по  следующим предметам:

Учебные предметы

Класс

Количество часов в неделю

Русский язык

11А

по 1часу

Математика

11А

по 1часу

Физика

11А

по 2часа

На изучение профильных предметов часы учебного плана 10 класса   распределены следующим образом:

Учебный предмет

10 А класс

Математика

6 часов

Информатика и ИКТ

4 часа

МХК

2 часа

С целью углублённого изучения отдельных тем учебных предметов, удовлетворения учебных потребностей учащихся и поддержки профиля, в 10-11 классах организованы элективные  курсы, которые обеспечены программами, квалифицированными преподавателями, учебно – методической литературой для учителя и учащихся.

Полное название

курса

Класс

Предмет

Количество часов

1.

Русское правописание: орфография и пунктуация. Искусство устной и письменной речи

11

русский язык

1

2.

Методы решения физических задач

11

физика

1

3.

История России в лицах

11

история

1

4.

Основы Web- дизайна. Язык программирования HTML

11

информатика и ИКТ

1

5.

Анализ художественного произведения

11

литература

1

6.

Экспериментальная химия

11

химия

1

7.

Экология человека

11

биология

1

8.

Решение типовых задач по информатике

10

информатика и ИКТ

1

9.

Избранные вопросы математики в задачах

10

математика

1

10.

Архитектор- градостроитель

10

мхк

0,5

11.

Технология проектной деятельности

10

технология

0,5

12.

3D- моделирование и компьютерная графика

10

информатика и икт

0,5

13.

Основы технического черчения

10

технология

0,5

Деление классов на подгруппы производится по предметам:  иностранный язык;   информатика и ИКТ;  технология, физкультура и элективного курса «Технология проектной деятельности».

Учебная нагрузка во всех классах на одного ученика не превышает максимального объёма обязательной учебной нагрузки. При организации учебного процесса  строго соблюдены гигиенические требования. Разнообразие используемых в системе педагогических технологий способствует повышению мотивации учащихся, делает процесс освоения знаний личностно значимым и успешным.

 

V. Обучение по индивидуальному учебному плану для детей с ОВЗ

 

В 2015-2016 учебном году в школе организовано обучение на дому для детей-инвалидов и детей, которые по состоянию здоровья не имеют возможности обучаться в условиях класса общеобразовательной школы. Основанием для организации обучения на дому является заключение лечебно- профилактического учреждения.

            Цель обучения: предоставить возможность лицам, которые не могут обучаться в условиях класса общеобразовательной школы, получить в адекватных их физическим особенностям условиях образование в пределах государственных стандартов. Также школа решает специальные задачи по воспитанию, социальной адаптации и интеграции в общество больных детей, которые по состоянию здоровья не могут систематически посещать занятия в школе. Процесс и порядок обучения регламентируется Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном  учреждении, государственными нормативными документами по порядку воспитания и обучения детей-инвалидов на дому, Положением о надомном обучении средней общеобразовательной школе №37. В соответствии с нормативными требованиями и медицинскими показаниями форма обучения индивидуальная. Занятия организованы как в условиях школы, так и на дому у ребенка. Объем учебной нагрузки у учащихся определяется их состоянием здоровья, при этом не может быть меньше 8 часов в неделю в 1-4 классах, 10 часов в 5-9 классах, 10-11 часов 12 часов.   Данные учебные планы обеспечены учебными и методическими  пособиями, удовлетворяют социально образовательные запросы учащихся и их родителей, соответствуют медицинским требованиям по обучению учащихся данной категории.

Учебный план МОУ СОШ № 37 позволяет реализовывать цели государственного  стандарта и образовательной программы школы, ориентирован на формирование разносторонней социально активной личности на основе интеграции качественного общего и дополнительного образования в эмоционально и духовно-нравственной привлекательной для учащихся среде,  развитие в процессе обучения продуктивных видов и способов деятельности учащихся, создание условий для удовлетворения потребностей учащихся в различных профильных образовательных траекториях, в реализации индивидуальных учебных планов, реализацию принципов педагогики  успеха, достижение выпускниками социальной зрелости, защиту обучающихся от некачественного образования.