«Утвержден»
решением педагогического совета
протокол № от « » мая 2013 г.
Директор МОУ СОШ № 37
____________________ С. А. Тамбовская
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
муниципального общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы № 37
г. Комсомольска – на – Амуре
на 2013/2014 учебный год
Пояснительная записка
к учебному плану МОУ СОШ № 37
на 2013/2014 учебный год
Учебный план МОУ Средней общеобразовательной школы №37 г. Комсомольска – на – Амуре составлен и разработан в соответствии с требованиями, предъявляемым к учебно-воспитательному процессу согласно нормативным документам:
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях» (п. 10.5.), зарегистрированными в Министерстве юстиции Российской Федерации 03.03.2011 года регистрационный №19993;
- Приказ Минобрнауки РФ от 3 июня 2011 г. № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений»;
- Приказ Минобрнауки РФ от 20 августа 2008 № 241 и от 30 августа 2010 № 889 «Об утверждении базисного учебного плана для 2-8, 10-11 классов.
- Приказ Минобрнауки России от 19.12.2012 № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год».
- Приказ Министерства общего и профессионального образования от 09.02.1998 г. № 322 «Об утверждении базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации»;
- Приказ МО РФ от 10.04.2002 г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».
- Приказ МО РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»,
- Приказ МО РФ от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»,
- Приказ МО РФ от 20.08.2008г №241 «О внесении изменений в федеральный базисный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03. 2004г № 1312»,
- Приказ Минобразования России от 31.08. 2009г № 320 « О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального, общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03. 2004г № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
- Приказ Минобразования России от 26.11.2010 г № 1241 (Регистрационный № 19707 от 04. 02. 2011) «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации» от 6 октября 2009 г. № 373.
- Приказ Минобразования России от 19.10.2009г №427 « О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального, общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03. 2004г № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»,
- Приказ Минобразования России от 30.08.2010 № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений Российской Федерации. реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004г №1312 ««Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.10.2010 г. №ИК-1494/19 № «О ведении третьего часа физической культуры»;
- Постановление Правительства Хабаровского края от 16 апреля 2010 г. № 104 –пр. «Об основных направлениях модернизации системы образования в Хабаровском крае на 2011-2013 годы»;
- Приказ МО Хабаровского края от 25.08.2010 г. № 1775 «Об организации введения федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования в общеобразовательных учреждениях Хабаровского края».
- Приказ МО Хабаровского края от 02.08.2012 г. № 1785 «Об организации введения федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования в пилотных (апробационных) площадках общеобразовательных учреждениях Хабаровского края».
В целях обновления содержания образования при составлении учебного плана МОУ СОШ № 37 использовались рекомендации, изложенные в письмах:
- Письмо МО Хабаровского края «Об организации учебного процесса в 1-ых классах образовательных учреждений Хабаровского края» от 10. 06.2011 г. № 04. 1-17-4659;
- Письмо МО ХК от 28.05.2008 г. № 04-17-3223 «Об использовании в общеобразовательных учреждениях края нормативных документов, определяющих содержание общего образования»,
- Письмо МО ХК от 28.07.2008 г. № 07-11-4515 «О преподавании информатики и ИКТ в 2008-2009 учебном году»,
- Письмо МО ХК от 01.02.2007 г. № 2-5-329 «О преподавании истории в старших классах»,
- Письмо Минобразования России от 13.11. 2003г № 14-51-277/13 «Об элективных курсах в системе профильного обучения на старшей ступени общего образования».
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.10.2003 № 13-51-263/123 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой»).
- Письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 04.03.2010 № 03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов».
- Приказ отдела образования администрации г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 21.01.2010 №1-20/43 «Об организации образовательного процесса по основам безопасности жизнедеятельности в общеобразовательных учреждениях г. Комсомольска-на-Амуре».
- Письмо Минобрнауки России от 09.02.2012 года № 102/03 «О введении курса ОРКСЭ с 1 сентября 2012 года»
Учебный план МОУ СОШ № 37, реализующий программы общего образования на 2013/2014 учебный год, обеспечивает выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», и предусматривает в соответствии с ФБУП-2004 и Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 № 196:
- 4-летний срок освоения образовательных программ начального общего образования для 1-4 классов;
- 5-летний срок освоения образовательных программ основного общего образования для 5-9 классов;
- 2-летний срок освоения образовательных программ среднего (полного) общего образования на основе различных сочетаний базовых и профильных предметов для 10-11 классов.
Учебный план МОУ СОШ № 37 позволяет реализовывать цели государственного стандарта и образовательной программы школы, ориентирован на:
• Формирование разносторонней социально активной личности на основе интеграции качественного общего и дополнительного образования в эмоционально и духовно- нравственной привлекательности для учащихся среде;
• Развитие в процессе обучения продуктивных видов и способов деятельности учащихся;
• Создание условий для удовлетворения потребностей учащихся в различных профильных образовательных траекториях, в реализации индивидуальных учебных планов;
• Реализацию принципов педагогики успеха;
• Достижение выпускниками социальной зрелости;
• Защиту обучающихся от некачественного образования.
Целью учебного плана МОУ СОШ № 37 является создание условий, которые способствуют умственному развитию учащихся, самопознанию и осознанному личностно-профессиональному самоопределению, не зависящих от социокультурных возможностей семьи и ее имущественного положения, сохранению их здоровья.
В соответствии с примерным учебным планом устанавливается следующая продолжительность учебного года:
1 класс - 33 учебные недели;
2-8, 10 классы - 35 учебных недель
9, 11 классы - 34 учебных недели (не включая летний экзаменационный период).
В учебном плане МОУ СОШ № 37 отражено нормативное сочетание инвариантной и вариативной составляющих, федерального компонента и компонента образовательного учреждения для формирования предметной и развивающей деятельности, обеспечена преемственность в использовании учебно-методических комплексов, факультативных и элективных занятий. Для реализации общеобразовательных программ используются учебные пособия, рекомендованные Министерством образования РФ в федеральном перечне учебников на 2013/14 учебный год. Специфика учебного плана МОУ СОШ № 37определяется целями и задачами реализуемых в школе образовательных программ. Личностно-ориентированный подход обеспечивается также системой дополнительного образования.
В целях реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», постановления Правительства Хабаровского края от 16 апреля 2010 г. № 104 –пр. «Об основных направлениях модернизации системы образования в Хабаровском крае», на основании плана-графика мероприятий по введению федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с 1 сентября 2010 года МОУ СОШ № 37 работает по базисному учебному плану 2010 года (ФБУП- 2010). Исходя из действующих 2-х вариантов базисного учебного плана, учебный план МОУ СОШ № 37 на 2013/2014 учебный год является переходным 6-х классах, реализуется Федеральный базисный учебный план (ФБУП -2010 г., вариант 1, 5а класс- вариант 2), в 7, 8, 9, 10, 11 классах реализуется структура и содержание ФБУП-2004 г. с учётом изменений, внесённых приказом Министерства образования и науки РФ от 01.02.2012 г. № 74.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана общеобразовательного учреждения, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, в совокупности не превышает величину недельной образовательной нагрузки.
Учебный план МОУ СОШ № 37 соответствует требованиям 5-дневной учебной недели в 1-х классах и 6-дневной учебной недели во 2-11 классах. Учебная нагрузка учащихся не превышает объема максимально допустимой нагрузки, установленной СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях».
Величина недельной образовательной нагрузки (количество учебных занятий), реализуемая через урочную и внеурочную деятельность, определена в соответствии таблицей.
Гигиенические требования к максимальным величинам
недельной образовательной нагрузки
Классы |
Максимально допустимая недельная нагрузка |
|
при 6-дневной неделе, |
при 5-дневной неделе, |
|
1 |
- |
21 |
2 - 4 |
26 |
23 |
5 |
32 |
29 |
6 |
33 |
30 |
7 |
35 |
32 |
8 - 9 |
36 |
33 |
10 - 11 |
37 |
34 |
Образовательная недельная нагрузка равномерно распределена в течение учебной недели, при этом объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня составляет:
- для обучающихся 1 классов организован «ступенчатый» режим обучения: 1четверть – 3 урока по 35 минут с обязательной динамической паузой в середине рабочего дня, 2 четверть – 4 урока по 35 минут, 3-4 четверти – 4 урока по 45 минут;
- для обучающихся 2-4 классов – не более 5 уроков, один раз в неделю – 6 уроков за счет урока физической культуры при 6-дневной учебной неделе;
- для обучающихся 5-6 классов – не более 6 уроков;
- для обучающихся 7-11 классов – не более 7 уроков.
Учебный план МОУ СОШ № 37 реализует принципы вариативности, непрерывности, преемственности и светскости в обучении. Учебный план составлен в целях дальнейшего совершенствования образовательного процесса, повышения качества обучения школьников, сохранения единого образовательного пространства, а также с учётом гигиенических требований, предъявляемых к условиям обучения и воспитания школьников, сохранения их здоровья.
Преемственность по вертикали достигается через непрерывность в обучении по предметам «Иностранный язык», «Информатика и ИКТ», через сохранение единого учебно-методического комплекса.
В соответствии с требованиями Концепции модернизации российского образования в учебный план МОУ СОШ № 37 введен предмет «Иностранный язык» со 2 класса при обязательном делении на группы при численности учащихся в классе в 25 человек и более. Предмет «Информатика и ИКТ» направлен на обеспечение всеобщей компьютерной грамотности и изучается также со 2 класса, реализуется как учебный предмет и модульно на уроках «Технологии»:
- во 2-х классах через реализацию компонента образовательного учреждения,
- в 3- 4 классах – через предметную область,
- в 5,6 классах через реализацию школьного компонента ,
- с 8-го по 11 классы произведен переход на предмет «Информатика и ИКТ».
На основании приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.10.2010 г. №ИК-1494/19 № «О ведении третьего часа физической культуры» для повышения роли физической культуры в воспитании современных школьников, укрепления их здоровья, увеличения объёма двигательной активности обучающихся, развития их физических качеств в учебный план был введен третий час физической культуры во 2- 11 классах.
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» интегрируется в объеме не менее 15 % от программных требований в содержание преподавания предметов с 1 по 4 классы (письмо Минобразования РФ от 25.03.99г. № 393 /11 «О преподавании ОБЖ в начальной школе»), с 5 по 7 классы (интеграция с предметами трудовое обучение, физическая культура, биология, география). В 8, 10, 11 классах курс представлен отдельным предметом и входит в инвариантную часть согласно приказа Минобрнауки России от 20.08. 2008 № 241.
При проведении учебных занятий по предметам «Иностранный язык» во 2-11 классах, «Технология», «Информатика и ИКТ» в 5-11 классах, «Физическая культура» в 10-11 классах, а также при изучении элективных курсов в 9-11 классах осуществляется деление их на две группы (при наполняемости класса 25 человек).
При составлении учебного плана образовательного учреждения индивидуальные, групповые, факультативные занятия учитываются при определении максимально допустимой аудиторной нагрузки обучающихся согласно СанПиН 2.4.2.2821-10.
Изучение учебных предметов федерального компонента организуется с использованием учебников, входящих в федеральные перечни учебников, утверждённые приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.12.2011 № 2885. При изучении предметов, курсов регионального компонента и компонента образовательного учреждения допускается использование пособий и программ, рекомендованных к использованию Региональным экспертным советом Комитета по образованию (в 2007 – 2010 годах) или Экспертным научно-методическим советом ХК ИРО.
Дифференциация учебно-воспитательного процесса реализуется за счет наполнения учебного плана по ступеням обучения.
Начальное общее образование. Учебный план для классов 1 ступени.
В ходе освоения образовательных программ начального общего образования у обучающихся формируются базовые основы знаний и надпредметные умения, составляющие учебную деятельность младшего школьника и являющиеся фундаментом самообразования на следующих ступенях обучения:
• система учебных и познавательных мотивов: умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат;
• универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные коммуникативные);
• познавательная мотивация, готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, основы нравственного поведения, здорового образа жизни.
Обязательная часть учебного плана школы отражает содержание образования, которое обеспечивает решение важнейших целей современного начального образования:
• формирование гражданской идентичности обучающихся;
• приобщение обучающихся к общекультурным и национальным ценностям, информационным технологиям;
• готовность к продолжению образования на последующих ступенях основного общего образования;
• формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях;
• личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.
Содержание образования на этой ступени реализуется преимущественно за счет введения учебных курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира. Организация учебного процесса осуществляется на основе системно-деятельностного подхода, а система оценки обеспечивает индивидуальные достижения обучающихся.
Инвариантная часть учебного плана начальной ступени отражает содержание образования, которое обеспечивает решение важнейших целей современного начального образования: формирование гражданской идентичности обучающихся, их приобщение к общекультурным и национальным ценностям, информационным технологиям; готовность к продолжению образования в основной школе; формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях; личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.
В условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения в 1,2, 3, 4 классах МОУ СОШ № 37 работа спланирована в соответствии с БУП- 2010 года, вариант № 1, утвержденного приказом Министерства образования России (МО и Н РФ № 373 от 06.110.2009) и с учетом особенности и специфики Основной образовательной программы начального общего образования.
Учебный план определяет:
- перечень предметных областей: филологию, математику и информатику, окружающий мир, духовно-нравственную культуру народов России, искусство, технологию и физическую культуру;
- образовательные межпредметные и разновозрастные модули;
- перечень компонентов внеучебной образовательной деятельности, организованных в разных формах (клубной, студийной, секционной, кружковой, тренинговой, в общественно-полезных и социальных практиках) за пределами урочных занятий, с указанием объемов за учебный год и возрастов (годов обучения) учащихся. Внеучебная образовательная деятельность составляет не менее 40% от обязательной части ООП НОО;
- соотношение между обязательной (инвариантной) частью, формируемой в соответствии с требованиями ФГОС НОО, которая составляет 80% от общего нормативного времени, отведенного на предметную область и вариативной частью, которая составляет 20% от общего нормативного времени, отведенного на предметную область, которая предоставляет возможность проведения образовательных межпредметных, разновозрастных модулей;
- индивидуальные и групповые внеурочные (внеаудиторные) занятия обучающихся до 10% объема времени, отведенного на предметные области: филологию, математику и окружающий мир;
- максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся.
При конструировании учебного плана начального общего образования МОУ СОШ № 37 учитывались принципиальные особенности организации образовательного процесса на первой ступени обучения, основанные на письме МО Хабаровского края «Об организации учебного процесса в 1-ых классах образовательных учреждений Хабаровского края» от 10 июня 2011 г. № 04.1-17-4659:
1) особенностью содержания начального общего образования в условиях ФГОС второго поколения является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действий (УУД) в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Уровень сформированности УУД в полной мере зависит от способов организации учебной деятельности и сотрудничества, познавательной, творческой, художественно-эстетической и коммуникативной деятельности школьников;
2) особое место в образовании младших школьников занимают интегративные курсы: изобразительное искусство и художественный труд; театр (музыка, актерское мастерство и хореография), окружающий мир (естествознание и обществознание), математика и информатика;
3) важное место в образовательном плане занимают межпредметные образовательные модули. Основная цель подобных модулей – координация учебных предметов начальной школы, а также социализация младших школьников. Особое место занимает вводный образовательный модуль Г.А. Цукерман «Введение в школьную жизнь», рассчитанный на 10 дней адаптационного периода (30 часов) первой четверти первого класса. Главное событие каждого модуля проектируется как особое общее дело всего класса: знакомство, создание групп, поход, презентация книги, праздник, соревнование и пр;
4) для формирования учебной самостоятельности младших школьников используются всевозможные практики, которые организуются через групповые и индивидуальные консультации и мастерские, а также тьюторское сопровождение индивидуальной и групповой самостоятельной работы учащихся.
Отличительной особенностью учебного плана 1 ступени МОУ СОШ № 37 является организация деятельности по развивающим образовательным системам и учебно-методическим комплектам: СРО Л.В. Занкова - 1 Б, 2 Б, 3 Б классы, ОС «Школа 2100» - 1А, 1В, 2А, 2 В, 3 А, 3 В, 4 А, 4 Б классы, УМК «Школа России» - 1 Г, 2 Г, 3 Г, 4 В, 4Г классы.
Содержание образования на этой ступени реализуется преимущественно за счёт введения учебных курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира, деятельностного подхода и индивидуализации обучения по каждому учебному предмету.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования в учебный план 4 класса включён курс «Основы религиозной культуры и светской этики» (далее – ОРКСЭ) по 1 часу в неделю (всего 34 часа).
Целью комплексного курса ОРКСЭ является формирование у обучающегося мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Основными задачами комплексного курса являются:
- знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики по выбору родителей (законных представителей);
- развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей личности, семьи, общества;
- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, ранее полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
- развитие способностей обучающихся к общению в полиэтничной, разномировоззренческой и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога.
Комплексный курс является светским. Сведения об истоках традиций и культуры не рассматриваются как конкуренты научных знаний и результатов научных исследований. Выбор модуля, изучаемого в рамках курса ОРКСЭ, осуществляется родителями (законными представителями) учащихся. Выбор фиксируется протоколами родительских собраний и письменными заявлениями родителей. На основании произведённого выбора формируются группы учащихся. Решение о количестве учебных групп принимается с учётом необходимости предоставления обучающимся возможности изучения выбранного модуля, а также с учётом имеющихся условий и ресурсов в каждом конкретном образовательном учреждении. В рамках изучения курса при возникновении соответствующей потребности предусматривается формирование учебных групп из нескольких классов.
Программа изучения иностранного языка во 2-4-х классах (2 часа в неделю) предусматривает развитие общеязыковой, коммуникативной компетентности. Предмет «Иностранный язык» входит в содержание перечня предметов федерального компонента, реализуется по УМК авт. М.З. Биболетовой и И.Л.Бим.
В 2013-2014 учебном году в учебный план школы 1 ступени обучения включен достаточный набор часов компонента образовательного учреждения, направленного на изучение курса «Риторика», предусмотренного ОС «Школа 2100» во 2 А В, 3 А В, 4 А Б классах, на проведение факультативных занятий «Ритмика» во 2-4 классах, направленных на развитие ритмопластики, занятий по развитию творческой и познавательной активности «Творческая работа со словом» (четырёхлетний курс авт. Корчемлюк) во 2 Г, в 3 Г, в 4 В Г.
На основании приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.10.2010 г. № ИК-1494/19 № «О ведении третьего часа физической культуры» для повышения роли физической культуры в воспитании современных школьников, укрепления их здоровья, увеличения объёма двигательной активности обучающихся, развития их физических качеств в учебный план был введен третий час физической культуры в 1- 4 классах.
При реализации часов компонента образовательного учреждения соблюдается принцип преемственности в реализации курсов и программ. В целях выполнения государственных стандартов по литературному образованию, на основании действующих программ по литературному чтению из компонента образовательного учреждения для формирования предметной деятельности добавлен 1 час по предмету «Литературное чтение» во вторых классах.
Компонент образовательного учреждения предназначен для реализации предметной и развивающей деятельности.
Компонент образовательного учреждения
Классы |
Компонент образовательного учреждения для формирования предметной деятельности |
Компонент образовательного учреждения для формирования развивающей деятельности |
||
Предмет |
Часы |
Факультатив |
Часы |
|
2 АБВГ, 3АВГ
|
|
|
Ритмика |
1 |
2 АБВГ, 3Б |
Литературное чтение |
1 |
|
|
2 АБВГ, 3 АБВГ, 4 АБВГ |
Информатика |
1 |
|
|
2 Г, 3 Г, 4 ВГ |
|
|
Творческая работа со словом |
1 |
2АВ, 3АВ
|
Риторика |
1 |
|
|
2 Б, 3Б |
|
|
Экономика и мы |
1 |
4АБВГ |
Основы религиозных культур и светской этики |
1 |
|
|
4АБ |
|
|
Риторика |
1 |
Базисный учебный план начального общего образования МОУ СОШ № 37 состоит из двух частей – обязательной (инвариантной), отражающей содержание образования и вариативной части, формируемой участниками образовательного процесса, включающей внеучебную деятельность (в 1-4 классах), осуществляемую во второй половине дня и факультативные занятия для учащихся 2-4 классов, проводимых с учётом требований СанПиН 2.4.2.2821 -10.
Занятия внеурочной деятельности для учащихся 1-4 классов обеспечивают реализацию индивидуальных потребностей обучающихся, проводятся по пяти направлениям: спортивно-оздоровительное, общекультурное, духовно-нравственное, общеинтеллектуальное, социальное. В каждом направлении определено количество часов и представлена вариативность видов деятельности с общей нагрузкой 10 часов.
Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объёмов финансирования, направляемых на реализацию основной образовательной программы начального общего образования.
Основное общее образование.
Основное общее образование обеспечивает личностное самоопределение учащихся – формирование нравственных качеств личности, мировоззренческой позиции, гражданской зрелости; готовность к профессиональному выбору, к самостоятельному решению проблем в различных видах и сферах деятельности, к развитию творческих способностей.
Содержание образования на второй ступени является относительно завершенным и базовым для продолжения обучения в средней (полной) общеобразовательной школе или в учреждении профессионального образования, создает условия для получения обязательного среднего (полного) образования, подготовки учеников к выбору профиля дальнейшего образования, их социального самоопределения и самообразования.
В школе 2 ступени обучения структура учебного плана состоит из федерального компонента основного общего образования и компонента образовательного учреждения, реализуются программы базового общеобразовательного уровня, программы элективных курсов в предпрофильных 9–х классах. На второй ступени обучения 11 общеобразовательных классов (5 А,Б,В; 6А, Б,В; 7 А, Б; 8 А, Б,В ) , один класс КРО 9В, два предпрофильных класса (9 А,Б).
В 5-х классах продолжается работа, а в 6-х классах вводится ФГОС основного общего образования в пилотном режиме на основании распоряжения МО Хабаровского края «Об организации введения федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования в пилотных (апробационных) площадках общеобразовательных учреждений Хабаровского края» от 02 августа 2012 г. № 1785.
В соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования работают 5а ,5б ,5в, 6а, 6б, 6в классы. В соответствии с БУП-2004 работают 7а, 7б, 8а, 8б, 8в, 9а, 9б,9в классы.
В 2013 -2014 учебном году в учебный план школы для учащихся 5-х классов включены следующие часы школьного компонента:
«Математика»:1ч - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: приобретения умения по формированию собственного алгоритма решения познавательных задач, формулирования проблем и целей своей работы, определения адекватных способов и методов решения задач, умения прогнозировать ожидаемый результат и сопоставлять его с собственными знаниями.
«Русский язык»: 1ч-развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения.
Предметная область «Естествознание» изучается с 5 класса – как учебные предметы «Биология» и «География» по 1 часу в неделю.
В 5а классе, наряду с одним иностранным языком( английский язык), по второму варианту учебного плана вводится второй иностранный язык( немецкий язык) по 2 часа в неделю.
Учебный предмет «Обществознание» изучается с 5 по 9 класс по 1 часу в неделю для формирования основ гражданского мировоззрения учащихся.
Предмет «Физическая культура» изучается в 5-9 классах 3 часа в неделю. В связи с этим федеральный компонент увеличен на 1 час, соответственно увеличивается и допустимая максимальная учебная нагрузка на основании Приказа Минобрнауки России от 03.06. 2011 года № 1994.
Учебный предмет «Технология» построен по модульному принципу, с учетом возможностей и потребностей школы. Предмет «Технология» изучается с 5 по 8 класс. В 8 классе технология изучается 1 час в неделю.
Учебный план предпрофильных классов направлен на создание условий для достижения учащимися уровней образованности соответствующих федеральному, региональному и школьному компонентам стандарта образования; создание условий для формирования ключевых компетентностей, позволяющих учащимся сделать осознанный выбор дальнейшего образовательного маршрута.
Исходя из перспективного развития МОУ СОШ № 37 организована пропедевтическая подготовка к профильному обучению за счет элективных курсов и учебных предметов. Предпрофильная подготовка включает в себя: предпрофильные элективные учебные курсы, предназначенные для ознакомления учащихся со способами деятельности, необходимыми для успешного освоения программ того или иного профиля, формирования образовательных потребностей, что позволит осуществить более осознанный выбор профиля обучения в старшей школе, информационную работу и профильную ориентацию – курс «Твоя профессиональная карьера» (1 ч.).
Часы школьного компонента используются на изучение элективных курсов для классов предпрофильной подготовки по 1 часу на каждый курс:
♦ Черчение и графика
♦ Русское правописание
♦ Задачи с параметром
♦ Экспериментальные задачи по физике
♦ Твоя профессиональная карьера
Компонент образовательного учреждения
Классы |
Компонент образовательного учреждения для формирования предметной деятельности |
Компонент образовательного учреждения для формирования развивающей деятельности |
||
Предмет |
Часы |
Факультатив |
Часы |
|
5 БВ |
Русский язык |
1 |
|
|
5 БВ |
Математика |
1 |
|
|
5АБВ |
|
|
Информатика и ИКТ |
2 |
6 АБВ |
|
|
Основы безопасности жизнедеятельности |
1 |
Информатика и ИКТ |
2 |
|||
За страницами учебника математики |
1 |
|||
7 АБ |
|
|
За страницами учебника математики |
1 |
Основы безопасности жизнедеятельности |
1 |
|||
Информатика и ИКТ |
2 |
|||
Секреты орфографии |
1 |
|||
8 АБВ |
Технология |
1 |
За страницами учебника математики |
1 |
Секреты орфографии |
1 |
|||
Экспериментальные задачи по физике |
1 |
|||
8 АБ |
|
|
Мир искусства танца |
1 |
8 В |
|
|
Подросток и его права |
1 |
9 АБ |
|
|
Основы безопасности жизнедеятельности |
1 |
|
|
|
Элективные курсы |
|
9 АБВ |
|
|
Твоя профессиональная карьера |
1 |
9 АБ |
|
|
Экспериментальные задачи по физике |
1 |
Русское правописание |
1 |
|||
Задачи с параметром |
1 |
|||
9А |
|
|
Мир искусства танца |
1 |
9Б |
|
|
Основы правовых знаний |
1 |
Все предметы, факультативы, элективные курсы увязаны с нормативными учебными предметами, что формирует систему содержания основного общего образования. Количество часов, необходимое для изучения отдельных предметов, определяется на основе целевых установок образовательной программы, ожидаемых результатов образовательного процесса, особенностей его организации и используемых технологий.
В 2013-2014 учебном году в МОУ СОШ № 37 продолжается работа коррекционно-развивающего обучения (VII вида) для детей с диагнозом «Задержка психического развития» 9В классе.
Учебный план для класса коррекционно-развивающего обучения VII вида для учащихся, имеющих диагноз «Задержка психического развития» составлен на основе следующих документов:
- Законом РФ «Об образовании».
- Типовым положением об общеобразовательном учреждении.
- Национальной доктриной развития образования.
- Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года.
- Стратегией модернизации содержания общего образования.
- В соответствии действующими с 01.09.2011 г. СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"
- Приказа Минобразования России от 10 апреля 2002 г. N 29/2065-п "Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии".
Учебный план направлен на осуществление региональной образовательной политики, позволяющей формирование и сохранение единого образовательного пространства, и реализацию национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта начального, основного образования.
Учебный план является нормативным документом, позволяющим сохранить единое общеобразовательное пространство, обеспечить полноценное право на образование.
Учебный план обеспечивает получение необходимого образования детьми, подростками, переживающими кризисное состояние школьной дезадаптации.
Выполняя свою миссию, школа создает и предоставляет возможности получения общего и среднего образования детям и подросткам, дезадаптированным к типичной образовательной школе, переживающим ситуацию неуспешности обучения, социального и семейного неблагополучия.
Учебный план создает условия для решения задач, стоящих в 2013-2014 учебном году перед педагогическим коллективом:
1. Обеспечить условия для формирования общеучебных умений и навыков обучающихся, дезадаптированных к школе через систему коррекционно-развивающей работы.
2. Способствовать развитию социально и личностно ценных приоритетных ориентаций и жизненной позиции, обучающихся через систему гражданско-правового воспитания обучающихся. Особенностью учебного плана коррекционно-развивающих классов для учащихся, имеющих диагноз «Задержка психического развития» является дифференцированность и разнонаправленность. Учебный план состоит из двух взаимосвязанных частей: инвариантной и вариативной. Инвариантная часть учебного плана содержит федеральный компонент и выполняет функцию государственного образовательного стандарта. Он обеспечивает право всех категорий обучающихся, не зависимо от уровня и вида школьной дезадаптации, на полноценное образование. Учебный план сохраняет единое образовательное пространство страны, позволяет удовлетворить образовательные потребности населения, гарантирует овладение выпускниками классов VII вида необходимого минимума знаний, умений и навыков, обеспечивающими возможности продолжения образования. Вариативная часть учебного плана содержит школьный компонент и обеспечивает реализацию потребностей учащихся, социума. Учебный план для специальных (коррекционных) классов VІІ вида предусматривает овладение знаниями в объеме базового уровня обязательных учебных курсов, единых для общеобразовательных учреждений Российской Федерации. Кроме того, предусматривается трудовая подготовка по разным видам деятельности.
Среднее (полное) общее образование.
Среднее (полное) общее образование – завершающая ступень общего образования, призванная обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся, содействовать их общественному и гражданскому самоопределению. Эти функции предопределяют направленность целей на формирование социально грамотной и мобильной личности, осознающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. Эффективное достижение указанных целей возможно при введении профильного обучения, в основе которого лежат принципы дифференциации и индивидуализации образования.
Переход к профильному обучению позволяет:
• создать условия для дифференциации содержания образования, построения индивидуальных образовательных программ;
• обеспечить углубленное изучение отдельных учебных предметов;
• установить равный доступ к полноценному образованию разным категориям обучающихся, расширить возможности их социализации;
• обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием.
В школе 3 ступени обучения реализуется содержание учебного плана для 10А и 11А классов архитектурно-технологического профиля. План позволяет создать условия для осуществления профильного обучения и реализовать иные в сравнении с традиционными формы организации образовательного процесса, опыт внедрения которых уже сложился в школе такие как проектная и исследовательская деятельности. Модель профильного обучения предполагает стандартизацию двух уровней изучения основных учебных предметов: базисного и профильного, включение в компонент образовательного учреждения элективных курсов, которые может выбрать обучающийся в соответствии с индивидуальным профилем образования. Состав федерального компонента определяет совокупность базовых и профильных общеобразовательных учебных предметов.
Базовые общеобразовательные учебные предметы – учебные предметы федерального компонента, направленные на завершение общеобразовательной подготовки обучающихся. Федеральный базисный учебный план предполагает функционально полный, но минимальный их набор. (см. текст в предыдущей редакции)
Остальные базовые учебные предметы изучаются по выбору. Профильные общеобразовательные учебные предметы – учебные предметы федерального компонента повышенного уровня, определяющие специализацию каждого конкретного профиля обучения. Совокупность базовых и профильных общеобразовательных учебных предметов определяет состав федерального компонента федерального базисного учебного плана. В основе учебного плана лежит выделение в каждой из образовательной областей обязательных предметов базового уровня, профильного уровня и элективных курсов. Такой подход позволяет каждому ученику формировать свою индивидуальную программу обучения на основе жестко заданного ограниченного набора базовых и профильных предметов и свободно варьируемых элективных курсов. За счет часов компонента образовательного учреждения во всех классах третьей ступени обучения введен третий час физической культуры.
На ступени среднего (полного) общего образования организованы элективные курсы. Элективные учебные предметы – обязательные учебные предметы по выбору учащихся из компонента образовательного учреждения. Элективные учебные предметы выполняют три основных функции:
1) развитие содержания одного из базовых учебных предметов, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне или получать дополнительную подготовку для сдачи единого государственного экзамена;
2) «надстройка» профильного учебного предмета, когда такой дополненный профильный учебный предмет становится в полной мере углубленным;
3) удовлетворение познавательных интересов обучающихся в различных сферах человеческой деятельности. Часы, отведенные на компонент образовательного учреждения, используются для преподавания учебных курсов по выбору обучающихся (элективные курсы), для проведения учебных практик и проектно-исследовательской деятельности. Предметные элективные курсы представлены предметами физика, технология, МХК и решают задачи углубления, расширения знания учебного предмета, входящего в базисный учебный план. Прикладной элективный курс представлен предметом МХК, который обеспечивает знакомство обучающихся с важнейшими способами применения знаний по предмету на практике. Учебный план предполагает реализацию профильных образовательных программ, определяемых следующим профилем:
Архитектурно-технологический профиль. Профильные предметы: физика, МХК, технология. Элективные курсы:
- Русское правописание: орфография и пунктуация. Искусство устной и письменной речи
- Решение задач повышенной сложности
- Методы решения физических задач
- Основы языка техники
Освоение образовательных программ в школе 3 ступени обучения нацелено на переход от предметно-пространственной к образовательно- пространственной среде, что требует использования адекватных педагогических технологий, содействующих обретению учащимися субъектной позиции в отношении своего собственного образования. Они базируются на идеях успеха, сотрудничества и творческой самореализации:
- технология индивидуального комплексного непрерывного сопровождения учащихся;
- технология сопровождения учебно-исследовательской деятельности старшеклассников, направленная на развитие их исследовательских умений в рамках создания и защиты учебно-исследовательских проектных работ;
- технологиях «Годового круга традиций и праздников», реализуемая в рамках духовно-нравственной концепции развития личности;
- технология сопровождения образовательного выбора старшеклассников в условиях профильной школы 3 ступени обучения.
Разнообразие используемых в системе педагогических технологий способствует повышению мотивации учащихся, делает процесс освоения знаний личностно значимым и успешным.
В 2013-2014 учебном году в школе организовано обучение на дому для детей-инвалидов и детей, которые по состоянию здоровья не имеют возможности обучаться в условиях класса общеобразовательной школы. Основанием для организации обучения на дому является заключение лечебно- профилактического учреждения.
Цель обучения: предоставить возможность лицам, которые не могут обучаться в условиях класса общеобразовательной школы, получить в адекватных их физическим особенностям условиях образование в пределах государственных стандартов. Также школа решает специальные задачи по воспитанию, социальной адаптации и интеграции в общество больных детей, которые по состоянию здоровья не могут систематически посещать занятия в школе. Процесс и порядок обучения регламентируется Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, государственными нормативными документами по порядку воспитания и обучения детей-инвалидов на дому, Положением о надомном обучении средней общеобразовательной школе №37. В соответствии с нормативными требованиями и медицинскими показаниями форма обучения индивидуальная. Занятия организованы как в условиях школы, так и на дому у ребенка. Объем учебной нагрузки у учащихся определяется их состоянием здоровья, при этом не может быть меньше 8 часов в неделю в 1-4 классах, 10 часов в 5-9 классах. Данные учебные пла