Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

 

Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления

 « Юнкоры» 

Перегоедова Т.В., библиотекарь МОУ СОШ № 37

 

Программа составлена с учётом:

  • Ø новых требований ФГОС ООО,
  • Ø основной образовательной программы  основного общего образования,
  • Ø школьного положения  об организации внеурочной деятельности  от 30.08.2010г.
  • школьного положения  о рабочей программе внеурочной деятельности от 30.08.2010г.

 

Пояснительная записка 

 

          С  каждым годом внеурочной работе в школе  уделяется все большое внимание.  Интересы у учащихся чрезвычайно разнообразны и разносторонни. Они выходят  за рамки учебной программы и потому не могут быть  удовлетворены лишь  работой на уроке. 

      Данная программа дополнительного образования направлена на повышение внимания детей к  природному и историческому наследию родного края, средствам массовой информации, поможет  обнаружить вокруг  себя  реалии, ценить традиции и обычаи народов, проживающих на территории родного края.  

         Актуальность  курса «Юнкор» связана и возрастает именно с решением такого блока задач общеобразовательного учреждения, как социально-творческое развитие личности, социализация и личностное становление детей и подростков в условиях современной разобщенности юных и взрослых членов общества.
Пресса, которая выпускается ребятами, дает им возможность определиться в сфере массовой коммуникации, реализоваться в интересном деле, утвердить свои успехи в общественном мнении, включает их в систему новых отношений, помогающую выявить свои способности, определиться в мире профессий. Занятия журналистикой развивают нестандартное мышление, способность к творческому восприятию и отражению мира, формируют активную и независимую жизненную позицию.
         Акцент  в этой программе сделан на то, чтобы  через  изучение элементов публицистического стиля в устной и письменной  форме, овладеть  искусством  слова, познакомиться с редкими фольклорными жанрами, стилями речи,  выдающимися людьми родного города и края,  наблюдать  за социально- политической жизнью, новостями науки и культуры,  искусства. Так  как  средства  массовой  информации (радио, телевидение, газеты, журналы, интернет)  играют немаловажную роль  в воспитании подрастающего поколения, поэтому необходимо научить учащихся умению ориентироваться в обилии информации, находить нужную и  использовать ее в практической деятельности. 

      Итогом работы будет создание  своей школьной газеты,  публикации в местной газете и на страницах школьного сайта, сайта Дневник. ru, и др. Участие в различных конкурсах.

 

    Цель  программы: формирование коммуникативной компетентности учащихся – развитие речи  школьников во всех ее формах: устной и письменной, во всех функциях: общения, сообщения, воздействия; навыков грамотной речи, как показателя общей культуры человека.

    Задачи:

  • Ø обеспечить  хорошую  языковую  среду  и  речевую  практику для учащихся, обогатить  речь, развить  интерес  к  произносительной  стороне  речи,  формировать  культуру  речевого  общения;
  • Ø формировать умение использовать различные способы поиска, сбора, анализа информации; обогатить опыт по созданию собственной информации в устной и письменной форме, по ее оформлению и представлению;
  • Ø обучить  основам  журналистики  и  газетного дела,  развивать  творческое  мышление,   умение  критически  и  аналитически  думать,  самостоятельно  брать  интервью,  свободно и логично  излагать мысли;
  • Ø расширить  кругозор  детей;
  • Ø воспитывать   толерантность, коммуникабельность,  формировать  культуру    общения  и поведения  в социуме.

 

Характеристика основных результатов

Личностные результаты:

  • Ø активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности;
  • Ø проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных  (нестандартных) ситуациях и условиях;
  • Ø проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей.

Метапредметные результаты:

  • Ø планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, умение корректировать свои действия;
  • Ø овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;
  • Ø готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация;
  • Ø учебная и социальная самостоятельность; компетентность в решении проблем, в принятии решений.

Предметные результаты:

  • готовность применять полученные знания и приобретенный опыт творческой деятельности при реализации различных проектов во внеурочной  деятельности;
  • Ø умение моделировать  (представлять способ действия в виде схемы – модели,  выделяя все существенное и главное);
  • Ø овладеть  типичными  для  профиля  видами  деятельности  (анализ  текста, написание  творческих  работ,  интервьюирование,  поиск  информации,  редактирование).
  • Ø пользоваться  разнообразными  языковыми  средствами  в  сочинениях  публицистического  характера;
  • Ø определять  стиль и тип  речи;
  • Ø владеть навыками  диалогового  общения;
  • Ø умение вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других людей).

Формы  и  способы  проверки  ЗУН:

  • тесты,  диктанты,  сочинения в  жанрах  журналистики;
  • игры:  «Интервью»,   « Что?  Где?  Когда?»,    «Знатоки  литературных  произведений», « Репортаж»;
  • Ø -   дискуссии:  « Как  должен говорить  современный  журналист». 

 

Учебно-тематическое планирование

внеурочного курса «Юнкор» (5 класс)

 

    Тема 

Кол-во

часов

Теоретическое  содержание

Практическая  работа

Прогнозируемый  результат

Дата

 

теория

практика

всего

 

Введение

1

1

2

Профессия журналист.

Роль журналистики в жизни общества. Из истории  журналистики в России.

 

 Работа  с газетными статьями и детскими журналами.

Знание основ журналистики  и  газетного дела.

 

 

Речевая  культура   журналиста

1

2

 

3

Профессиональные качества журналиста. Выступление  перед аудиторией.

 

Работа над монологической и диалогической речью.

Владение навыками  диалогового  общения.

 

 

 

Культура   устной  речи

1

2

3

Совершенствование дикции. Скороговорки. Выразительное чтение. Пересказы Фразеологизмы и крылатые слова.

Работа над дикцией, соблюдением правил орфоэпии, интонацией,  выразительностью.

Работа с текстом. Выполнение воспроизводящих, творческих

упражнений.

Активизация словаря, употребление новых слов выражений, выразительных средств языка, фразеологических единиц в самостоятельной речи учащихся.

 

 

Культура  письменной  речи

1

2

3

Виды текстов (описание, повествование, рассуждение).

Изложение. Сочинение. Речевые ошибки и пути их устранения.

 

Выполнение упражнений.

Дидактические игры. Работа с текстом, с раздаточным материалом.

Овладение навыками грамотного письма.

 

 

 

Редактирование  текста

1

2

3

Редактирование текста. Анализ структуры текста

Стилистические особенности текста.

 

Работа с текс-

том. Выявление и исправление ошибок.

Развитие умения редактировать текст.

 

 

Журналистский  текст

1

2

3

Структура журналистского текста.  Анализ заголовков,  лидов, структуры текстов. Выпуск журнала.

 

 

Анализ текстов.

Создание творческих работ – текстов определенных жанров.

Развитие  способности добывать информацию (расследование), умение ее зафиксировать (репродукция).

 

 

Основные жанры  журналистики

1

2

3

Основные жанры журналистики: отчет, рецензия, очерк, эссе, фельетон.  Методика интервью, беседы, опроса, анкетирования.

Дискуссия: «Как должен говорить современный журналист». Деловая игра «Интервью».

Проведение опроса, анкетирования. Создание творческих работ - текстов определенных жанров.

 

Развитие умения добиваться убедительности, точности, ясности в изложении своих мыслей, осознавать авторское отношение к тому, о чем пишет.

 

 

Газетная  журналистика

1

2

3

Анализ газетных текстов. Газетные жанры. Разнообразие изданий по тематике, стилю, языку, оформлению.

 

Анализ газетных  материалов. Игра «Выборы редакционного коллектива».

Формирование первичных навыков создания газетного номера.

 

 

Выполнение  творческих  проектов

1

10

11

Выпуск газеты и журнала. Создание рекламы,  творческих работ. Презентация творческих досье.

Создание композиционно-графической модели, оформление заглавной части, подготовка макета и оформление своего издания.

 

Формирование умений создавать собственные  творческие работы.

Обогатить опыт по созданию собственной информации в устной и письменной форме, по ее оформлению и представлению.

 

 

 

Итого

 

 

34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

 

  1. Акишина  А.А., Формановская Н.И.  Русский  речевой  этикет. – М.,  1978.
  2.  Богданов Н.Г.,  Вяземский Б.А. Справочник  журналиста. – Лениздат,1971.
  3. О профессии  журналиста: Учебно – методическое  пособие.  Серия « Сельской молодежи о профессиях».  /  Под ред.  Э.А. Лазаревич.  – М.:ИСПС  РАО,  2004.
  4. Савельева Т.М.  Дар слова:  говорим по – русски. – М.,  1986.
  5. Светлова  И.Е.  Развиваем устную речь. – М.,  ЭКСМО – Пресс, 2001.
  6. Ушаков Н.Н. "Внеклассные занятия по русскому языку" (пособие для учителей) - М.: Просвещение, 1978.