Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления
« Юнкоры»
Перегоедова Т.В., библиотекарь МОУ СОШ № 37
Программа составлена с учётом:
- Ø новых требований ФГОС ООО,
- Ø основной образовательной программы основного общего образования,
- Ø школьного положения об организации внеурочной деятельности от 30.08.2010г.
- школьного положения о рабочей программе внеурочной деятельности от 30.08.2010г.
Пояснительная записка
С каждым годом внеурочной работе в школе уделяется все большое внимание. Интересы у учащихся чрезвычайно разнообразны и разносторонни. Они выходят за рамки учебной программы и потому не могут быть удовлетворены лишь работой на уроке.
Данная программа дополнительного образования направлена на повышение внимания детей к природному и историческому наследию родного края, средствам массовой информации, поможет обнаружить вокруг себя реалии, ценить традиции и обычаи народов, проживающих на территории родного края.
Актуальность курса «Юнкор» связана и возрастает именно с решением такого блока задач общеобразовательного учреждения, как социально-творческое развитие личности, социализация и личностное становление детей и подростков в условиях современной разобщенности юных и взрослых членов общества.
Пресса, которая выпускается ребятами, дает им возможность определиться в сфере массовой коммуникации, реализоваться в интересном деле, утвердить свои успехи в общественном мнении, включает их в систему новых отношений, помогающую выявить свои способности, определиться в мире профессий. Занятия журналистикой развивают нестандартное мышление, способность к творческому восприятию и отражению мира, формируют активную и независимую жизненную позицию.
Акцент в этой программе сделан на то, чтобы через изучение элементов публицистического стиля в устной и письменной форме, овладеть искусством слова, познакомиться с редкими фольклорными жанрами, стилями речи, выдающимися людьми родного города и края, наблюдать за социально- политической жизнью, новостями науки и культуры, искусства. Так как средства массовой информации (радио, телевидение, газеты, журналы, интернет) играют немаловажную роль в воспитании подрастающего поколения, поэтому необходимо научить учащихся умению ориентироваться в обилии информации, находить нужную и использовать ее в практической деятельности.
Итогом работы будет создание своей школьной газеты, публикации в местной газете и на страницах школьного сайта, сайта Дневник. ru, и др. Участие в различных конкурсах.
Цель программы: формирование коммуникативной компетентности учащихся – развитие речи школьников во всех ее формах: устной и письменной, во всех функциях: общения, сообщения, воздействия; навыков грамотной речи, как показателя общей культуры человека.
Задачи:
- Ø обеспечить хорошую языковую среду и речевую практику для учащихся, обогатить речь, развить интерес к произносительной стороне речи, формировать культуру речевого общения;
- Ø формировать умение использовать различные способы поиска, сбора, анализа информации; обогатить опыт по созданию собственной информации в устной и письменной форме, по ее оформлению и представлению;
- Ø обучить основам журналистики и газетного дела, развивать творческое мышление, умение критически и аналитически думать, самостоятельно брать интервью, свободно и логично излагать мысли;
- Ø расширить кругозор детей;
- Ø воспитывать толерантность, коммуникабельность, формировать культуру общения и поведения в социуме.
Характеристика основных результатов
Личностные результаты:
- Ø активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности;
- Ø проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
- Ø проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей.
Метапредметные результаты:
- Ø планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, умение корректировать свои действия;
- Ø овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;
- Ø готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация;
- Ø учебная и социальная самостоятельность; компетентность в решении проблем, в принятии решений.
Предметные результаты:
- готовность применять полученные знания и приобретенный опыт творческой деятельности при реализации различных проектов во внеурочной деятельности;
- Ø умение моделировать (представлять способ действия в виде схемы – модели, выделяя все существенное и главное);
- Ø овладеть типичными для профиля видами деятельности (анализ текста, написание творческих работ, интервьюирование, поиск информации, редактирование).
- Ø пользоваться разнообразными языковыми средствами в сочинениях публицистического характера;
- Ø определять стиль и тип речи;
- Ø владеть навыками диалогового общения;
- Ø умение вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других людей).
Формы и способы проверки ЗУН:
- тесты, диктанты, сочинения в жанрах журналистики;
- игры: «Интервью», « Что? Где? Когда?», «Знатоки литературных произведений», « Репортаж»;
- Ø - дискуссии: « Как должен говорить современный журналист».
Учебно-тематическое планирование
внеурочного курса «Юнкор» (5 класс)
Тема |
Кол-во часов |
Теоретическое содержание |
Практическая работа |
Прогнозируемый результат |
Дата |
|
||
теория |
практика |
всего |
|
|||||
Введение |
1 |
1 |
2 |
Профессия журналист. Роль журналистики в жизни общества. Из истории журналистики в России.
|
Работа с газетными статьями и детскими журналами. |
Знание основ журналистики и газетного дела. |
|
|
Речевая культура журналиста |
1 |
2
|
3 |
Профессиональные качества журналиста. Выступление перед аудиторией.
|
Работа над монологической и диалогической речью. |
Владение навыками диалогового общения.
|
|
|
Культура устной речи |
1 |
2 |
3 |
Совершенствование дикции. Скороговорки. Выразительное чтение. Пересказы Фразеологизмы и крылатые слова. |
Работа над дикцией, соблюдением правил орфоэпии, интонацией, выразительностью. Работа с текстом. Выполнение воспроизводящих, творческих упражнений. |
Активизация словаря, употребление новых слов выражений, выразительных средств языка, фразеологических единиц в самостоятельной речи учащихся. |
|
|
Культура письменной речи |
1 |
2 |
3 |
Виды текстов (описание, повествование, рассуждение). Изложение. Сочинение. Речевые ошибки и пути их устранения.
|
Выполнение упражнений. Дидактические игры. Работа с текстом, с раздаточным материалом. |
Овладение навыками грамотного письма.
|
|
|
Редактирование текста |
1 |
2 |
3 |
Редактирование текста. Анализ структуры текста Стилистические особенности текста.
|
Работа с текс- том. Выявление и исправление ошибок. |
Развитие умения редактировать текст. |
|
|
Журналистский текст |
1 |
2 |
3 |
Структура журналистского текста. Анализ заголовков, лидов, структуры текстов. Выпуск журнала.
|
Анализ текстов. Создание творческих работ – текстов определенных жанров. |
Развитие способности добывать информацию (расследование), умение ее зафиксировать (репродукция). |
|
|
Основные жанры журналистики |
1 |
2 |
3 |
Основные жанры журналистики: отчет, рецензия, очерк, эссе, фельетон. Методика интервью, беседы, опроса, анкетирования. |
Дискуссия: «Как должен говорить современный журналист». Деловая игра «Интервью». Проведение опроса, анкетирования. Создание творческих работ - текстов определенных жанров.
|
Развитие умения добиваться убедительности, точности, ясности в изложении своих мыслей, осознавать авторское отношение к тому, о чем пишет. |
|
|
Газетная журналистика |
1 |
2 |
3 |
Анализ газетных текстов. Газетные жанры. Разнообразие изданий по тематике, стилю, языку, оформлению.
|
Анализ газетных материалов. Игра «Выборы редакционного коллектива». |
Формирование первичных навыков создания газетного номера. |
|
|
Выполнение творческих проектов |
1 |
10 |
11 |
Выпуск газеты и журнала. Создание рекламы, творческих работ. Презентация творческих досье. |
Создание композиционно-графической модели, оформление заглавной части, подготовка макета и оформление своего издания.
|
Формирование умений создавать собственные творческие работы. Обогатить опыт по созданию собственной информации в устной и письменной форме, по ее оформлению и представлению.
|
|
|
Итого |
|
|
34 |
|
|
|
|
|
Список литературы
- Акишина А.А., Формановская Н.И. Русский речевой этикет. – М., 1978.
- Богданов Н.Г., Вяземский Б.А. Справочник журналиста. – Лениздат,1971.
- О профессии журналиста: Учебно – методическое пособие. Серия « Сельской молодежи о профессиях». / Под ред. Э.А. Лазаревич. – М.:ИСПС РАО, 2004.
- Савельева Т.М. Дар слова: говорим по – русски. – М., 1986.
- Светлова И.Е. Развиваем устную речь. – М., ЭКСМО – Пресс, 2001.
- Ушаков Н.Н. "Внеклассные занятия по русскому языку" (пособие для учителей) - М.: Просвещение, 1978.