Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

 

Программа внеурочной деятельности общекультурного направления   «Театр»

Попельнюк М.А., педагог дополнительного образования МОУ СОШ № 37,

 I квалификационная категория

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Новые образовательные стандарты нашего времени предъявляют к работникам образования более высокие требования. Одной из форм активного приобщения  учащихся к миру искусства выступают занятия по дополнительному образованию. Театральная форма предполагает тесную связь с эстетическим циклом школьных предметов: музыка, изобразительное искусство, ритмика. Интеграция позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка; способствует развитию целого комплекса умений, активному восприятию разных видов искусства.

На занятиях театральным художественно сценическим творчеством используется три важных концепции: комплексное воспитание и развитие учащихся; выразительность, яркая зрелищность театрального творчества, активное участие в праздниках, в театральных конкурсах и фестивалях.

В рамках введения ФГОС ООО, реализуемого Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки РФ, создана рабочая программа курса, которая основана на примерной программе В.А.Горского, А.А.Тимофеева, Д.В.Смирнова(Москва,Просвещение, 2010.-111с. (Стандарты второго поколения.

Ключевые аспекты программы учитывают цели и задачи образовательной программы и программы развития школы. Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального, среднего и общего образования.

Программа соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации "Об образовании":

  • гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих
    ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;
  • общедоступность образования, адаптивность системы образования к
    уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и
    воспитанников;
  • обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее
    самореализации, творческого развития;
  • содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами
    независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности.

Курс внеурочной интегрированной деятельности «Театр» рассчитан на работу с учащимися 5-9 классов, на основе приобщения к традиционным культурным ценностям. Он посвящён процессу овладения учащимися основ театрального искусства.

Основные принципы программы

  1. Принцип гумманизации обучения - воспитание независимой, свободной
    личности.
  2. Осуществление целостного подхода к воспитанию - нравственное и
    интеллектуальное взаимообогащение учащихся.
    1. Принцип креативности (творчества) - развивать творческие   способности
      учащихся.
    2. Принцип соответствия содержания занятий возрастным особенностям.
    3. Принцип индивидуализации процесса обучения - личностно
      ориентированная направленность путем самостоятельных творческих работ.
    4. Принцип - «Игра - способ самовыражения» (активное применение игры на
      занятиях для обучения и развития творческого потенциала учащихся).
    5. Принцип - «Талант - это труд, труд и еще раз труд!» (воспитать у учащихся желание
      совершенствовать себя).

 Цель программы: развитие и нравственное воспитание учащихся с помощью театрального искусства.

 

Задачи (воспитательные)

1.Формирование мировоззренческой позиции учащихся.

                            2.Общее развитие личности, психофизическое совершенствование.

3.Овладение   навыками   коллективной работы, творческой дисциплины.

 

 

Задачи (обучающие)

  1. I.     Актерское мастерство

1.Формирование первоначальных навыков перевоплощения
через освоение образов природы и предметного мира.

2.Развитие навыка творческой мобилизации.

3.Научиться сценическому общению.

4. Развитие элементов актерского мастерства:
воображения, фантазии, темпо - ритма, внимания, памяти.

5.Развитие ассоциативного мышления.

II. Сценическое движение

1.Развитие пластичности и выразительности тела.-

2.Формирование двигательно - музыкальных
навыков для освоения окружающего пространства.

3.Совершенствование двигательной культуры.

III. Сценическая речь.

1.Научиться работать со словесным действием.

2. Развитие речевого аппарата.

3.Совершенствование техники сценической речи через
художественное слово.

 

Межпредметные связи

Театр- искусство    синтетическое, которое обеспечивает восприятие всех видов искусств. Познавая тайны и законы сценического пространства - учащиеся приобретают: навыки актерского    мастерства, пластической    выразительности, развивают речевой аппарат, усовершенствуют сценическую речь, развивают чувство воображения, учатся петь и танцевать на сцене, познают темп и ритм сценического действа. Занятия театральной деятельностью и частые выступления перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей    ребенка,    раскрепощению    и    повышению самооценки.

                                                                  Музыка

            Учащиеся учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями. Учащиеся усваивают понятия "ритм", "счет", "размер" и узнают, что музыка состоит из тактов и музыкальных фраз. Учатся двигаться под определенную музыку,  создавая интересные сценические образы.

Окружающий мир

Учащиеся знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит материалом для создания образов животного и растительного миров, для сочинения.

Хореография

 Самая тесная взаимосвязь прослеживается между театром и хореографией: и по строению урока, и по его насыщенности. Начинаясь с разминки, имея кульминацию в середине и спад физической и эмоциональной нагрузки к концу, каждый урок имеет конкретную цель - тренировать те или иные группы мышц для выполнения различных движений.

                                                  Формы и методы

Методы формирующие познания:

1.Словесные: беседы, лекции, рассказы, инструктаж.

2.Демонстрирующие: пример, наглядность, технические средства обучения.

3.Самопознание: самореализация через творческие дела.

Методы опыта поведения:

1.Упражнения (тренинг)

2.Приучение (напоминание)

3.Требования (указание)

4.Общественное мнение

5.Образовательная ситуация (моделирование)

Методы стимулирования:

1.Поощрения: оценки, словесная похвала

2.Наказание (словесное взыскание)

3.Конкурсы, фестивали (участие)

Формы работы по способу организации:

1.Экскурсии в театр

2.Концерты, праздничные программы

3.Итоговое занятие в конце учебного года

4.открытые уроки для родителей;

 

Формы по количественному признаку:

1.Индивидуальные

2.Микро групповые

3.Групповые

4. Массовые

 

 

Периодичность занятий

В неделю – 1 раз

За год – 34 часа

1 четверть – 8 часов

2 четверть – 8 часов

3 четверть – 10 часов

4 четверть – 8 часов

 

Универсальные учебные действия

Личностные

У обучающегося будут сформированы:

1.широкая мотивационная основа художественно – творческой деятельности, включающая социальные, учебно – познавательные и внешние мотивы;

2.устойчивы познавательный интерес к театральному искусству, новым способам самовыражения;

3.адекватное понимание причин успешности, неуспешности творческой деятельности

Обучающийся получит возможность для формирования:

1.внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

2.выраженной познавательной мотивации

3.устойчивого интереса к новым способам познания;

4.адекватного понимания причин успешности, неуспешности творческой деятельности.

 

Регулятивные.

Обучающийся научится:

1.принимать и сохранять учебно – творческую задачу

2.планировать свои действия

3.адекватно воспринимать оценку учителя

4.вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок

Обучающийся получит возможность научиться:

1.проявлять познавательную мотивацию

2.преобразовывать практическую задачу в познавательную;

3.самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

 

Познавательные.

Обучающийся научится:

1.высказываться в устной и письменной форме;

2.анализировать работу, выделять главное;

3.строить рассуждения  об объекте;

4.устанавливать аналогии.

5.Проводить наблюдения, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.

Обучающийся получит возможность научиться:

1.Осознанно и произвольно строить свои высказывания в устной и письменной форме

2.Использовать методы и приемы художественно – творческой в основном учебном процессе и повседневной жизни.

 

 

Коммуникативные.

Обучающий научится:

1.Учитывать разные мнения;

2.Формировать собственное мнение и позицию;

3.Договариваться приходить к общему решению;

4.Использовать речь для регуляции своего действия;

5.Стремиться к координации действий при выполнении коллективных работ;

6.Владеть монологической и диалогической формами речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

1.Учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию

2.С учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

3.Осуществлять взаимный контроль и оказывать помощь партнерам в сотрудничестве.

 

Календарно - тематический план на 2012 - 2013 гг.

5 класс

Название темы занятий

Часы

Сроки

1.

Знакомство с особенностями любительского театра.

1

03.09 - 08.09

2.

Знакомство с театральными терминами: сцена, зал, спектакль, афиша, театр.

1

10.09 - 15.09

3,

Учебные театральные миниатюры на элементы актерского мастерства

1

1.7.09 - 22.09

4.

Актерские этюды на тему «Осенние образы».

1

24.09 - 29.09

5.

Сценическая речь: упражнения на развитие артикуляции.

1

01.10-6.10

6.

Сценическое движение: упражнения на развитие мышц.

1

08.10-13.10

7.

Актерский тренинг: упражнения на зрительное, слуховое внимание.

1

15.10-20.10

8.

Элементы создания сценического образа: пластика, жесты, мимика.

1

22,10 -27.10

9.

Азбука сценической речи: упражнения на вибрацию звуков.

1

5.11 -10.11

10.

Пластические этюды на тему «Осенний вернисаж».

1

12.11-17.11

11.

Элементы актерского мастерства: воображение, фантазия, предлагаемые обстоятельства.

1

19.11-24.11

12,

Упражнения на развитие артикуляции со звуками.

1

26.11- 1.12

:

13.

Ролевые игры на развитие слухового и зрительного внимания.

1

3.12-8.12

14.

Виды театров (теоретическая часть).

1

10.12-15.12

15.

Упражнения на развитие разных темпо -ритмов.

1

12.12-22.12

щ

16.

Пластические этюды на тему «Зимние образы».

1

24.12-29.12

17.

Упражнения на звуковые окраски голоса: вибрация, регистр голоса.

1

14.01 - 19.01

18.

Сценическое движение: сценические падения, сценическая пощечина.

1

21.01-26.01

19.

Актерские этюды на тему «Снежные персонажи».

1

28.01 – 2.02

20.

Ролевые игры на развитие творческой мобилизации.

1

4.02 - 9.02

21.

Сценическая речь: артикуляционная гимнастка.

1

11.02-16.02

22.

Пластическая разминка: упражнения на развитие мышц шеи, плеч, рук, туловища.

1

18.02-23.02

23.

Актерские этюды на тему «Весенние образы».

1

25.02-02.03

24.

«Схема строения театрального зала и театральной сцены» (теоретическая часть).

1

04.02 - 9.03

25.

Этюды по карточкам «Я в предлагаемых обстоятельствах.

1

11,03-16.03

26.

Вибрационный массаж (сценическая речь).

1

18.03-23.03

27.

Пластические этюды на тему «сказочные персонажи».

1

01.04-06.04

28.

Просмотр видео - спектакля в жанре драматического театра.

1

08.04-13.04

29.

Этюды на тему «Сценическое пространство».

1

15.04-20.04

30.

«Виды и жанры драматического театра», (теоретическая часть)

1

22.04-27.04

31.

Артикуляционная разминка и упражнения с ролевыми задачами.

1

29.04 - 04.05

32.

Выход в ТЮЗ на просмотр сказки — спектакля

1

06.05-11.05

33.

Анализ просмотра спектакля в жанре музыкальной сказки.

1

13.05-18.05

34.

Урок -зачет по теоретической части.

1

20.05 -25.05

35.

Обобщающее занятие: подведение итогов.

1

28.05-31.05

 

Итого:

35