Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Программа внеурочной деятельности общекультурного направления «Хореография»

 

Мартова Е.А., учитель хореографии МОУ СОШ № 37,

I квалификационная категория

  Пояснительная  записка

           Школа после уроков – это мир творчества, проявления  и  раскрытия  каждым  ребёнком  своих  интересов, своих  увлечений, своего « я». Во  внеурочной  деятельности  создаётся  своеобразная  эмоционально  наполненная  среда  увлечённых  детей  и  педагогов, в  которой  осуществляется «штучная  выделка» настроенных  на  успех  романтиков, будущих  специалистов  в  различных  областях спорта, искусства, науки, техники.

         Программа курса внеурочной деятельности «Ритмика» соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования. При составлении рабочей программы  использованы: программы «Ритмика и бальные танцы» под редакцией Е.И.Мошковой, рекомендованной Управлением общего среднего образования Министерства  общего и профессионального образования РФ, 1997г., и  Примерные программы  внеурочной деятельности П76 начальное и основное образование составители: В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др. М: Просвещение,2010. -111с. (Стандарты второго поколения).

          Ключевые аспекты программы учитывают цели и задачи образовательной программы и программы развития школы.

          Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы.

         Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования.

          Программа соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации “Об образовании”.

          Это:

  • гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;
  • общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников;
  • обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, творческого развития;
  • содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности.

          Курс внеурочной интегрированной деятельности «Ритмика» рассчитан на работу с детьми младшего школьного возраста на основе приобщения к традиционным культурным ценностям. Он посвящён процессу овладения детьми  ритмическими  движениями с музыкальным сопровождением.

 

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

         Содержание курса направлено на воспитание творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации  в личной, общественной и профессиональной деятельности. В процессе освоения курса у учащихся укрепляется здоровье, формируются специфические и универсальные учебные действия (умения), способы познавательной и предметной деятельности.

 

                

                     Регулятивные универсальные учебные действия                   

         На занятиях ритмикой и основами хореографии  учащиеся  должны овладеть разными типами учебных действий направленных на организацию своей работы, включая:

  • способность принимать и сохранять в памяти учебную цель и задачу;
  • планировать её реализацию;
  • контролировать и оценивать свои  действия;
  • вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

 

            Саморегуляция:

  • концентрация воли для  преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
  • стабилизация эмоционального состояния для решения поставленных задач;
  • активизация сил и энергии, к волевому усилию для решения поставленных задач.

 

Познавательные универсальные учебные действия

            Общеучебные:

  • самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
  • использовать общие приёмы решения задач;
  • применять правила и пользоваться освоенными закономерностями;
  • выбирать наиболее эффективные способы решения задач;
  • контролировать и оценивать процесс и результат своей деятельности;
  • ставить, формулировать и решать проблему;
  • самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем.

              Логические:               

  • подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделение существенных признаков;
  • подведение под правило;
  • классификация по заданным критериям;
  • установление причинно – следственных связей.

 

               Информационные:

  • поиск  и сбор необходимой информации из различных источников;
  • обработка, анализ  и оценка информации (определение основной и второстепенной информации);
  • передача информации.

Коммуникативные универсальные  учебные действия

                Инициативное сотрудничество:   

  • ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • проявлять активность  во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.           

                Планирование учебного сотрудничества:

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  • договариваться о распределении ролей и функций в совместной деятельности.

        Взаимодействие на занятиях:      

  • формулировать собственное мнение и позицию; уметь учитывать позицию собеседника;
  • задавать вопросы; адекватно воспринимать и передавать информацию;
  • строить понятные для партнёра и преподавателя  высказывания.

 

 

 

 

Актуальность выбора курса

           

          Одной из форм активного приобщения детей к миру  искусства и культуры  выступает предмет «Ритмика и основы хореографии». Этот предмет предполагает взаимосвязь  с эстетическим направлением школьных предметов: музыка, изобразительное искусство, уроки театра. Такая интеграция позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка; способствует развитию целого комплекса знаний и умений.

                  

          Содержание курса включает в себя:

  • Элементы технологии творчества. ( Г.С. Альтшуллер)
  • Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) (М.В.Моисеева, Е.С.Полат, М.В.Бухаркина)
  • Здоровьесберегающие технологии (Н.К. Смирнов)

 

 

Технология  творчества (Г.С. Альтшуллер)

          

           В 20 веке резко возросла потребность в решении творческих задач. Это привело к появлению различных модификаций "метода проб и ошибок". Наиболее известны из них "мозговой штурм", "морфологический анализ", "метод контрольных вопросов".

                 Суть этих методов — повысить интенсивность генерации идей и перебора вариантов. Главная проблема при их использовании — можно сэкономить время на генерации идей, но это приводит к большим затратам времени на их анализ и выбор наилучшего варианта.

                   Г. С. Альтшуллер поставил задачу иначе: "Как без сплошного перебора вариантов выходить сразу на сильные решения проблемы?" В итоге была разработана научная технология творчества ТРИЗ - направленная на сознательное управление подсознательными процессами. ТРИЗ включает в себя: 

  • механизмы преобразования проблемы в образ будущего решения;
  • механизмы подавления психологической инерции, препятствующей поиску решений (неординарные решения трудно находить без преодоления наших устойчивых представлений и стереотипов);
  • обширный информационный фонд — концентрированный опыт решения проблем завоевывают мир, можно судить по сети Интернет.

          Все больше возникает сайтов, содержащих информацию о теории Г.С. Альтшуллера. Благодаря этому принципу  методология решения проблем строится на основе изучаемых ТРИЗ общих законов эволюции, общих принципов разрешения противоречий и механизмов решения конкретных практических проблем.

         

Информационно-коммуникационная технология (М.В.Моисеева, С.Полат, М.В.Бухаркина).

                   В современном информационном обществе, отличительными чертами которого являются непрерывное нарастание объёмов информации, прогрессирование роли информационных коммуникационных технологий, осуществляется создание глобального информационного поля, призванного обеспечить эффективное взаимодействие членов общества, а также свободное использование информационных источников, что ведёт к удовлетворению главной человеческой потребности - потребности общения. Современное развитие общества настоятельно требует совершенствования системы  образования. В связи с этим в образовании уже происходят значительные изменения в организации учебного процесса; благодаря использованию компьютерной техники, оно расширило свои возможности, используя разнообразные мультимедийные средства.

          Применение ИКТ на занятиях:  

  • активизирует познавательную деятельность обучающихся.
  • усиливает  положительную мотивацию обучения (анимация, музыка);
  • обеспечивает  наглядность;
  • привлекает большое количество дидактического материала;
  • обеспечивает высокую степень дифференциации обучения (применение  разноуровневых заданий).

 

         

Здоровьесберегающие технологии  (Н.К. Смирнов)

 

           Рост числа заболеваний среди школьников за последние годы стремительно набирает темпы. Наряду с экологическими, социальными и наследственными факторами формированию этих заболеваний способствует большое психоэмоциональное напряжение, связанное с условиями жизни и обучения, трудности организации здоровьесберегающего обучения школьников, особенно младших классов. Исследования РАО позволяют проранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся: 

  • Стрессовая педагогическая тактика;
  • Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
  • Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
  • Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
  • Интенсификация учебного процесса;
  • Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

               Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. В создавшейся обстановке естественным стало активное использование педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья школьников.

                 На современном этапе актуальной становится задача обеспечения школьного образования без потерь здоровья учащихся. Всемирная организация здравоохранения определила здоровье как состояние “полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов”. Физические движения – это естественно-биологический метод, в основе которого лежит обращение к основной биологической функции организма – мышечному движению.  Движение стимулирует процессы роста, развитие и формирования организма, способствует становлению и совершенствованию высшей психической и эмоциональной сферы, активизирует деятельность жизненно важных органов и систем, поддерживает и развивает их, способствует повышению общего тонуса. Движение в ритме и темпе, заданной музыкой, способствует ритмичной работе всех внутренних органов и систем, что при регулярных занятиях ведёт к общему оздоровлению организма.

          Понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, как решается задача сохранения здоровья учителя и учеников. Данные технологии должны удовлетворять принципам здоровьесбережения, которые сформулировал Н. К. Смирнов: 

  • «Не навреди!» — все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя;
  • Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося — все используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса;
  • Непрерывность и преемственность — работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке;
  • Субъект - субъектные взаимоотношения — учащийся является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий;
  • Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся — объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту учащихся;
  • Комплексный, междисциплинарный подход — единство в действиях педагогов, психологов и врачей;
  • Успех порождает успех — акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки;
  • Активность — активное включение, а любой процесс снижает риск переутомления.

         Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологи­ческих условий для организации учебной деятельсти, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни.

          Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни. Следовательно, если научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов жить, не болея. На сегодняшний день очень важно вводить вопросы здоровья в рамки учебных предметов. Это позволит не только углубить получаемые знания и осуществить межпредметные связи, но и показать ученику, как соотносится изучаемый материал с повседневной жизнью, приучить его постоянно заботиться о своем здоровье. Сюда же можно отнести и профилактику детского травматизма, несчастных случаев, связанных с неправильным поведением ребенка в различных бытовых ситуациях.

           Целью программы в данном  направлении является - формирование навыков здорового образа жизни, привычки следить за своим здоровьем,  воспитание культуры поведения, и использование полученных знаний в повседневной жизни.                                 Данная цель реализуется через следующие задачи: 

  • создание  условий для эмоционально-психического равновесия и комфорта учащихся;
  • создание условий для формирования у учащихся культуры сохранения собственного здоровья;
  • обеспечение учащихся необходимой информацией в области охраны здоровья;
  • формирование умений, навыков  и привычек, способствующих сохранению здоровья, трудоспособности и долголетия;
  • введение в основные требования техники безопасности.

           Программа посвящена  процессу гармоничного  физического, эстетического и нравственного воспитания младших школьников в общеобразовательной школе средствами ритмики и хореографии, учит их красоте  и выразительности  движений, формирует их фигуру, развивает физическую силу, координацию,  ловкость. Задача  предмета  привить  детям  любовь  к танцу, соразмерно  сформировать их танцевальные  способности: развить  чувство  ритма и такта, эмоциональную  отзывчивость  на музыку, танцевальную  выразительность, ориентировку  в  пространстве, воспитать  художественный  вкус, интересы.

          Одна из задач курса — привить учащимся культуру общения с одноклассниками, в паре в танце, с окружающими. Эта задача успешно решается путем организации танцевальных праздников, конкурсов, танцевальных игр и соревнований.

          Приобретая опыт пластической интерпретации музыки на занятиях ритмикой, ребенок овладевает двигательными навыками и умениями, приобретает опыт творческого осмысления музыки, ее эмоционально-телесного выражения, развивает внимание, волю, память, творческое воображение.

          Программа  предусматривает  систематическое  и  последовательное  обучение. Однако, учитель, придерживаясь  содержания  программы, может  творчески подходить  к  проведению  занятий. Это  зависит  от  уровня  общего  и  музыкального  развития  детей, мастерства  педагога, условий  работы.

          Обучение  хореографией  в  общеобразовательной  школе  целесообразно начинать с занятий  по  ритмике. Занятия  ритмикой  служат  преддверием  для  занятий хореографией. На  уроках  ритмики  происходят  первые  соприкосновения  с  музыкой, развивается  внимание, музыкальная  память, чувство ритма, умение двигаться под  музыку. Целесообразно  занятия  ритмикой  проводить  весь учебный  год  и подготовить детей к урокам хореографии. Впоследствии, ввести раздел "Азбука музыкального движения" (теория), однако  приоритет отдавать практике.

           В  программу  ритмика и основы хореографии  введены  разделы "классический танец", "народно-сценический танец", "бальный танец".

           Известно, что  первые  впечатления  обычно  оставляют  наиболее  яркий  след  в психике  учащихся  и  оказывают  сильное  воздействие  на  их  отношение  к занятиям  и  поведение на уроках. В  силу  этого, организация  и  проведение  уроков первого  года  обучения  может  стать  фактором, определяющим  весь  дальнейший ход  занятий, а,  следовательно, и  решающим  для  успеха  в  учебе. Если  на  первом уроке  допустить  несобранность  внимания, нарушения  правил  поведения, то серьезное  отношение, с которым  пришли  дети, пропадет  и  восстановить  его будет  трудно: игры, упражнения  превратятся  в  беспорядочную  беготню и занятия  потеряют  всякий  смысл.

          С первых  занятий  у детей  должна  активизироваться  связь  между  музыкой  и движением. Они  должны  понять  и  уяснить  простые  правила, которые  необходимо  соблюдать  на  уроках  ритмики  и  хореографии:   

  • музыка  -  хозяйка  на  занятиях, без  нее  не  может  быть  музыкальной  игры,                                                     она  руководит  в  музыкальных  упражнениях  и  самостоятельной  работе;
  • музыку  надо "беречь", во  время  звучания  нельзя  шуметь, разговаривать,
    смеяться, без  музыки  не  разрешается  двигаться;
  • музыку  надо  слушать  с  начала  до  конца, начинать  двигаться  с началом  музыки, сразу  после  вступления   и  прекращать  движение  с окончанием  звучания.

 Психолого-педагогические  принципы

          Программа  опирается  на  систему психолого-педагогических принципов: 

  • личностно - ориентированные принципы (принцип адаптивности, принцип развития, принцип психологической комфортности);
  • культурно-ориентированные принципы (принцип целостности содержания образования, принцип систематичности, принцип ориентировочной функции знаний, принцип овладения культурой);
  • деятельностно-ориентированные принципы (принцип обучения деятельности, принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика). 

Цели и задачи реализации учебного предмета        

          Образовательная цель программы:

-  приобщение детей ко всем видам танцевального искусства: от историко -  бытового до современного танца, от пляски до балетного спектакля.

          

           Развивающая цель программы:

-  воспитание единого комплекса физических и духовных качеств: гармоничное телосложение, хорошее здоровье и выносливость, артистизм и благородство.

          

           Воспитательная цель программы:

- профессиональная ориентация и самоопределение ребёнка.

             Реализация данных  целей связана с решением следующих образовательных задач: 

  • Укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;
  • Совершенствование жизненно-важных навыков и умений чувствовать и ощущать музыкальный ритм посредством обучения ритмическим движениям;
  • Развитие интереса к занятиям ритмикой, формам активного досуга, развитие координации движения, эстетического вкуса, художественно-творческой и танцевальной способности, фантазии, памяти, кругозора;
  • Формирование общих представлений о культуре движений;
  • Формирование культуры общения между собой и окружающими;
  • Воспитание организованной, гармонически развитой личности;
  • Развитие основ музыкальной культуры;
  • Развитие музыкальности, способности становления  музыкально-эстетического сознания через воспитание, способности чувствовать, эстетически переживать музыку в движениях;
  • Развитие умения  воспринимать развитие музыкальных образов, передавать их в движениях, согласовывая эти движения с характером музыки, средствами музыкальной выразительности;
  • Развитие  умения  определять  музыкальные жанры (танец, марш, песня), виды ритмики (танец, игра, упражнение), понимать простейшие музыкальные понятия (высокие и низкие звуки; быстрый, средний, медленный темп; громкая, тихая музыка и т.д.);
  • Формирование красивой осанки, выразительности пластики движений;
  • Развитие психических познавательных процессов – память, внимание, мышление, воображение;   

 

Результаты освоения внеурочной деятельности

 

          Данный курс ориентирован на формирование гармонически развитой личности средствами курса «Ритмика».

          К числу планируемых результатов освоения курса основной образовательной программы отнесены:

  • Активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания, проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями, проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении целей;
  • Обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий, отбор способов их исправления; анализ и объективная оценка результатов собственного труда, поиск возможностей и способов их улучшения; видение красоты движений, выделение и обоснование эстетических признаков в движениях и передвижениях человека; управление эмоциями; технически правильное выполнение двигательных действий;
  • Выполнение  ритмических комбинаций на высоком уровне, развитие музыкальности (формирование музыкального восприятия, представления о выразительных средствах музыки), развитие чувства ритма, умения характеризовать музыкальное произведение, согласовывать музыку и движение.

 Содержание  работы            

           Содержание занятий   направлено  на обеспечение разносторонней  подготовки учащихся на основе требований  хореографических и музыкальных  дисциплин.

          Учебный  материал  для занятий  обширен, основное  его содержание составляет упражнения  для  развития  двигательных  качеств и упражнения  тренировочного  характера. В условиях занятия движение  носит  развивающий характер и ориентировано на овладение детьми двигательными и  интеллектуальными умениями, сенсорными  способностями, на развитие навыков сотрудничества, эффективного взаимодействия на основе познавательных  процессов. Это  связано  с тем, что одна из задач работы – это  развитие  и совершенствование танцевальных  способностей.


Первый  год  обучения 

Примерное  распределение  учебных  часов                                                                       

                   Название раздела

Количество  часов

1. Ритмика

             21

 2. Танцевальная азбука

            5 (6)

 3. Танец (народный)

            4 (5)

4. Беседы по хореографическому искусству

             2

                                                                                                      

Итого: 32 (34)  час.            

 

Второй  год  обучения

 Примерное  распределение  учебных  часов 

               Название раздела

Количество часов

1. Танцевальная азбука (элементы классического танца)

         10 (11)

 2. Танец (бальный)

         13 (14)

 3. Танец ( народный )

          9

 4. Беседы по хореографическому искусству

               2

 

                                                                                              Итого: 34 (36) час.


 

Третий  год  обучения 

Примерное распределение учебных часов 

                  Название раздела

Количество часов

1. Танцевальная азбука (элементы классического танца)

         12 (13)

 2. Танец (бальный)

         14 (15)

 3. Танец (народный)

           6

 4. Беседы по хореографическому искусству

           2

 

                                                                                       Итого: 34 (36) час.

 

 

Пятый  год  обучения 

Примерное  распределение  учебных  часов 

                  Название раздела

Количество часов

1. Эстрадный танец

        23(24)

2.  Танцевальная азбука (элементы классического танца)

           8(9)

3.  Народный танец

             3

 

                                                                                       Итого: 34 (36) час.

 

Материал  программы  включает  следующие  разделы:

 

  1. Ритмика (элементы музыкальной грамоты).
  2. Танцевальная азбука (элементы  классического  танца, партерный  экзерсис).
  3. Танец (народный, бальный,эстрадный).
  4. Беседы по хореографии.
  5. Воспитательно-познавательные мероприятия

            Теоретическая часть каждого раздела содержит перечень знаний, получаемых в процессе  обучения.  Знания по музыкальной грамоте и выразительному языку танца, знания о характерных чертах и истории танца различных эпох и народов, знания по музыкальному этикету. В практическую часть входит перечень умений и навыков: упражнений, движений, танцев.

 

Ритмика и элементы музыкальной грамоты

 

             С первых уроков дети, приобретают опыт музыкального восприятия. Главная задача педагога создать у детей эмоциональный настрой во время занятий.  Отсюда вытекают  требования к музыкальному  оформлению занятий:

 

  •   правильный  подбор  музыкального произведения в соответствии с исполненным движением;
  •   художественное и выразительное исполнение музыки, которое является главным методическим приёмом преподавания.

 

Развитие ритмического восприятия

 

Теория:

                        Виды музыкальных размеров: 2/4, 3/4, 4/4.Понятия: « Темп», «Ритм», «Акцент», «Динамика».

 

Практика:

          Система упражнений, направленная на развитие чувства ритма и музыкального слуха: прослушивание различных ритмов и мелодий, хлопки под музыку, игра «Найди музыкальную фразу». Игра в хлопки с увеличением темпа: хлопки (на сильную долю) становятся  громче  и увеличивается размах рук, и, наоборот, со снижением темпа все стихает.

         Упражнения по всем уровням выполняются по заданию преподавателя. Усложнённые варианты и комбинации складываются из простых изученных элементов путем комбинации их между собой.

         

                                    Развитие музыкальности

Теория:

            Музыкальные жанры: песня, танец, марш. Различие танцев по   характеру, темпу, размеру: вальс, полонез, польку. Беседа о жанре, характере и музыкально-выразительных средствах помогает развивать логическое мышление ребенка и поднимать уровень его общего культурного развития.

Практика:

            Музыкально – ритмические игры, движение по залу со сменой направлений под музыку. Музыкально-пространственные упражнения: маршировка в темпе и ритме музыки; шаг на месте, вокруг себя, вправо, влево. Пространственные музыкальные упражнения: продвижения в различных р

Построение учебного занятия

 

          Схема построения занятия одинакова на  всех этапах  обучения:

I вводная часть, II подготовительная часть, III основная часть, IV заключительная  часть.

           В вводную часть входит организационный момент (построение, поклон) и  сообщение темы занятия (3-5мин)                                                   

            Подготовительная  часть включает упражнения  разминки  для  разогрева (10-15мин).

         Основная часть содержит учебно-тренировочные занятия, изучение  танцевальных этюдов и композиций и постановок, выполнение творческих  заданий и импровизаций.

          В заключительную часть входит подведение итогов, прощание, уход (3-5 минут). Наосновную часть занятия отводится 20  минут.

 

Методы и методические приёмы обучения

 

           В  программе обучения ритмике и основам хореографии  применяются  традиционные  методы обучения: использование  слова, наглядного  восприятия  и  практические методы.

           Метод использования слова - универсальный  метод  обучения, с  его помощью решаются различные  задачи: раскрывается  содержание  музыкальных  произведений, объясняются элементарные  основы  музыкальной  грамоты, описывается  техника  движений   в  музыку  и  др. Это  определяет  разнообразие  методических  приёмов  использования  слова  в обучении:

  • Рассказ;
  • Беседа;
  • Обсуждение;
  • объяснение.

            Методы наглядного воспитания -  показ упражнений, демонстрация плакатов, рисунков, использование мультимедийных средств, прослушивание  ритма  и темпа  движений, музыки, которая  помогает  закреплять  мышечное  чувство  и  запоминать движения  в связи  со  звучанием  музыкальных отрывков. Всё  это способствует  более  быстрому, глубокому  и прочному  усвоению  учащимися  программы  курса  обучения  хореографии.

             Практические  методы основаны  на  активной  деятельности  самих  учащихся. Это  метод  целостного  освоения  упражнений,   ступенчатый и игровой методы.

            Метод  целостного  освоения  упражнений  и  движений  объясняется относительной  доступностью  упражнений. Однако,  использование  данного  метода подразумевает  наличие  двигательной  базы, полученной  ранее. В  эту  базу  входят двигательные  элементы  и  связки, позволяющие  на  их  основ е осваивать  в  дальнейшем более  сложные  движения.

              Ступенчатый  метод   широко  используется  для  освоения  самых   разных упражнений  и  танцевальных  движений. Практически  каждое  упражнение  можно приостановить  для  уточнения   движения, улучшения  выразительности  движения  и  т.п. этот  метод   может  также  применяться  при  изучении  сложных  движений.

               Игровой  метод  используется  при  проведении  музыкально - ритмических  игр. Этот  метод  основан  на  элементах  соперничества  учащихся  между  собой  и  повышении ответственности  каждого  за  достижение  определённого  результата. Такой  метод повышает  эмоциональность  обучения.

            

Формы контроля и оценки результатов достижения поставленных целей: 

  • проведение открытых уроков для родителей;
  • организация танцевальных конкурсов;
  • участие в праздничных программах, концертах;
  • проведение итогового занятия в конце учебного года. 

Ожидаемые   результаты 

Знания, умения и навыки к концу 1 года обучения 

  1. 1.     Ритмика: 
  • Уметь  правильно  пройти  в такт  музыке, сохраняя  красивую  осанку, легкий  шаг с носка;
  • Отмечать в движении  сильную  долю  такта;
  • Уметь  самостоятельно  ускорять  и  замедлять  темп  движений, отмечать    в  движении  музыкальные  фразы, акценты, несложный     ритмический рисунок;
    • Иметь  понятие  о  трёх  основных  жанрах  музыки: марш - песня-танец;
    • Выразительно  двигаться  в  соответствии  с музыкой.
    • Распознавать  характер  танцевальной  музыки;
    • Иметь понятия об основных танцевальных жанрах: полька, вальс, пляска. 
  1. 2.     Танцевальная  азбука: 
  • Знать  позиции  ног  и  рук  классического танца;
  • Усвоить  правила  постановки  корпуса;
  • Уметь  исполнять  основные  упражнения  у станка  и  на середине  зала;
  • Знать  танцевальные  термины:  выворотность, координация, апломб, название  упражнений.

 

  1. 3.     Танец: 

       В  конце 1 года  обучения  дети  должны  уметь  исполнить  народный  танец,  «Полька»  на  подскоках (линейно), танцевальную  композицию «Диско». 

Знания, умения и навыки к концу 2 года обучения 

1.Ритмика (разминка): 

  • Закрепить  знания  и  навыки 1 -го  года  обучения.
  • Исполнять  движения  в характере  музыки - четко, сильно, медленно, плавно.
  • Уметь  передавать  в  движении  музыкальный  размер  и  ритмический  рисунок, акцентировать  шаг  на первую  долю такта.
  • Различать  особенности  танцевальной  музыки: марш, вальс, полька, пляска, хоровод и т.д.
  • Слышать  и  понимать  значение  вступительных  и  заключительных  аккордов  в упражнении. 

2.Танцевальная  азбука: 

  • Иметь  навык  выворотного  положения  ног, устойчивости,    координации движений.
  • Знать  танцевальные  термины: названия упражнений, адажио, препарасьон, аллегро, порт  де  бра  и т. д.
  • Закрепить  основные  навыки  музыкальной  и танцевальной  азбуки.
  • Уметь  исполнять  движения, сохраняя  танцевальную  осанку, выворотность, владеть  движениями  стопы. 

3.Танец: 

  • В  конце 2- го года обучения  дети  должны  уметь  исполнять  танцы: грамотно, музыкально, артистично, в  парах: основной  шаг танца  Самба и Медленный  вальс, Фигурную  польку  по кругу.
  • Знать учебную, закрытую  и сомкнутую позиции в паре, степени поворота на 1/2 и 1/4.
  • Иметь  навык  благородного, вежливого  обращения  к  партнеру.

 

Знания, умения и навыки к концу 3 года обучения 

1.Ритмика (разминка): 

  • Совершенствовать  умения  и  навыки  1и 2 – го годов  обучения. 

2.Танцевальная  азбука: 

  • Знать  и уметь исполнять движения на середине класса;
  • Знать и  владеть  большим  количеством  танцевальных  терминов;
  • Совершенствовать  навык  правильности  и  чистоты  исполнения  движений;
  • Уметь  исполнять  движения  сохраняя правильную осанку и выворотность.

 

3.Танец: 

  • В  конце  3-го  года  обучения  дети  должны  уметь  исполнять основные движения бальных  танцев  Латиноамериканской  и  Европейской  программ:  Ча - ча - ча,  Джайв и Фигуный  вальс.Танец Вару - вару.   
  • Уметь исполнять движения по линии  и против линии танца.
  • Иметь  навык  чистоты и свободы  исполнения комбинаций движений.
  • В народном  танце  знать позиции рук и ног.
  • Уметь исполнять элементы народного танца: «припадание» и подготовка к хлопушкам.

 

 

Знания, умения и навыки к концу 5 года обучения 

1.Ритмика (разминка): 

  •   Закрепить и совершенствовать  умения  и  навыки   предыдущих  годов  обучения. 

2.Танцевальная азбука (станок, партерный экзерсис): 

  •   Освоить  технику  исполнения движений  в  более  быстром  темпе;
  •   Знать и  уметь  исполнять  позы  классического  танца;
  •   Знать  и уметь исполнять движения в партере;
  •   Закрепить  навык  правильности  и  чистоты  исполнения  движений;
  •    Свободно  владеть  музыкальными и танцевальными терминами. 
  1. 4.     Танец: 
  • Знать отличие эстрадного танца от других видов танца;
  • Знать основные элементы Нанайского танца;
  • Уметь ориентироваться на сценической площадке;
  • Исполнять танец синхронно и выразительно.

Взаимосвязь программы с образовательными областями

Образовательная область

Содержание

 

 

 

 

     Словесность

 

 Знания о выразительных средствах танца: движения тела, жесты рук, мимика лица, позы.

Понятие о жанрах хореографии, об особенностях танцев
народов мира.

Связь хореографии с музыкой. Слушание и анализ
танцевальной музыки.

Термины, принятые в хореографии, их правильное
произношение и написание. 

 

 

 

 

     Естествознание

 

 Игровые танцевальные этюды в подражание движениям

животных, птиц, рыб, явлений природы и т.д.

Язык тела в танце: пантомима, инсценировка, творческие
ситуации, танцевальный тренинг.

Времена года в танцевальных композициях.

  

 

 

 

    

 

       Физическая культура

 

 Понятие «Здоровый образ жизни»: часы общения, беседы,

музыкально - ритмические упражнения и игры,
гимнастические тесты, комплекс упражнений ритмической
гимнастики.

Особенности строения человеческого тела: гибкий скелет,
строение  ступней ног, кистей рук, шеи и т.д.

Условия, обеспечивающие равновесие и устойчивость
положения тела в танце: правильная осанка, постановка
корпуса, специальные тренинги танцора.

Понятие о предельных физических нагрузках в период
репетиции.

 Правильное дыхание при выполнении упражнений и исполнении танцев.

    

  

 

      Культурная       антропология

 

  

 История становления танцевальной культуры у различных народов мира.

Танцевальные костюмы: история костюма, изучение
отдельных элементов, их изготовление.
Выдающиеся исполнители танцовщики, знаменитые
хореографы, балетмейстеры, мастера танцев.
Понятие о танцевальных обрядах у различных народов
мира.

   

 

 

       

         Искусство

 Изучение народных, историко - бытовых, бальных и современных танцев.

 Беседы о хореографическом искусстве, просмотр

фрагментов балетов, концертных выступлений и т.д.

Посещение выступлений танцевальных коллективов,
ансамблей песни и пляски, балетов и т.д.

 

 

 

 

       

      Психология и культура

 

 Понятие об особенностях психологии деятельности

профессионального танцора.

Уроки актерского мастерства: понятие «Душа танца»,

можно ли в танце передать настроение исполнителя,

почему зрители плачут или смеются.

Особенности диагностики личностного развития

обучающихся.

   

 

 

          

 

         Математика

 

 

 

 

 Понятие о симметрии, ритме, темпе, размере и других

музыкальных характеристиках, необходимых для исполнения танцев.

Различные построения и перестроения, рисунок танца,
условные точки танцевального зала.

Ракурсы, повороты, танцевальные

позы, движения с расчетом высоты,

разворота, подъема и т.д.

 

   

 

     Социальная практика

 Понятие о правилах  хорошего тона, о правах и обязанностях гражданина. Правила поведения на уроке. Работа с родителями: собрания, общие мероприятия, индивидуальные беседы, организация открытых уроков.

 

 

 

 

 

   Технология

 Понятие о тренинге танцора: классический экзерсис,

народно - характерный экзерсис, тренаж на современную
пластику, комплекс ритмической гимнастики.

Освоение специальных упражнений на выработку
выносливости, силы, ловкости, выразительности поз и
танцевальных фигур: разминка, освоение шага,
прыжки, партерная гимнастика, освоение танцевальных
элементов, движений и комбинаций.

 

 

                    

Используемая литература:

  1. Базаров Н., Мей В. «Азбука классического танца» (М. «Искусство» 1964)
  2. Барышникова Т. «Азбука хореографии» (М. «Айрис Пресс 1999)
  3. Бондаренко Л. «Методика хореографической работы в школе и внешкольных учреждениях» (Киев «Музична Украша» 1985)
  4. Ваганова А. Я. «Основы классического танца» (С.-П. 2000)
  5. Васильева Т. К. «Секрет танца» (С. -П. «Диамант» 1997)
  6. Воронина И. «Историко-бытовой танец» (М. «Искусство» 1980)
  7. Депи Г, Дасевиль Л. «Все танцы» (Музыкальная Украина, Киев 1983)
  8. Гусев Г.П. «Методика преподавания народного танца» (М.. «Владос» 2001)
  9. Горский В.А. «Примерные программы внеурочной деятельности П76 Начальное и основное образование» (М. Просвещение 2010)     
  10. Ерохина О.В. «Школа танцев для детей» (Ростов н/Д: Феникс,2003.)

11. Журналы «Балет» (М. ООО «Фирма Апрель»)  

  1.   Захаров В. М. «Радуга русского танца» (Библиотека «В помощь художественной самодеятельности», М.Советская Россия 1986)
  2. Захаров Р. «Сочинение танца» (М. «Искусство» 1954)
  3.  Иваницкий А.В. «Ритмическая гимнастика» (М. «Советский спорт» 1989)
  4.  Климов А. «Основы русского народного танца» (М. Искусство 1981)
  5.  Кряжева И.Л. «Развитие эмоционального мира детей» (Ярославль «Академия развития» 1996)
  6.  Кудряков В. «Разрешите пригласить» (Сборник популярных бальных танцев, выпуск 5)
  7. Машкова Е.А. «Ритмика и бальные танцы для начальной и средней школы» (М. Просвещение 1997)

16  «Музыка и движение» (М. «Просвещение» 1983, 1984)

17. «Музыка и я», Энциклопедия (М. «Музыка» 1994)

18.  Михеева  Е.В. «Развитие  эмоционально - двигательной  сферы  детей» (Издательство      «Учитель» 2010)

19.  Никитин В.Ю. «Модерн, джаз, танец» (библиотечка «Я вхожу в мир искусства» 4/1998)

20.  Нахимовский «Профессия - режиссер» (библиотечка «Вхожу в мир искусств 12/1999)

21.  Петрусинский В.В. «Обучение, тренинг, досуг» (М. «Новая школа» 1998)

22.  Попова М.Ф. «Бальные танцы» (библиотечка «В помощь художественной самодеятельности» М.Советская Россия 1987 №6,15,18,20)

23.  «Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ» (М.Просвещение 1978)

24.   Смирнов Н.К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе» ( издательство «Аркти» 2006)

25.  Савчук О. «Школа танцев для детей» (С. – П.2009)

26.  Шутиков Ю.Н. «Учебно – методические рекомендации по организации работы с целым классом в начальной школе по ритмике, ритмопластике и Бальным танцам. (С. –П. издательство «СинусПи 2006)

27. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального   общего образования. Приказ Министерства образования РФ «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г № 1089.

Интернет ресурсы:

www.dancesport.ru

www. ballroom.ru