Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Муниципальное общеобразовательное  учреждение

Средняя общеобразовательная  школа № 37

       
     
 

«Утверждаю»

Директор  МОУ СОШ  № 37

______________ Тамбовская С.А.

м.п.

«___» ____________  2010  года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основная  образовательная  программа

  начального  общего  образования

на период 2011-2016 годы

 Комсомольск - на – Амуре

 2011 год

Пояснительная записка.

 Основная  образовательная  программа начального общего  образования (ООП НОО) МОУ СОШ № 37 г.Комсомольска - на – Амуре разработана творческим коллективом педагогов, родителей  начальной ступени образования, рассмотрена  и принята педагогическим советом  образовательного учреждения (протокол № _ от  ____ года). 

          Основная  образовательная  программа начального общего  образования (ООП НОО) МОУ СОШ № 37 разработана  на основе  ст.14, 15 Закона РФ «Об  образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего  образования (Приказ МОиН РФ № 373 от 06 октября 2009 года), а также социального заказа родителей младших школьников.

        Основная  образовательная  программа начального общего  образования  (ООП НОО) МОУ СОШ № 37 определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

       Основная образовательная программа начального общего образования МОУ СОШ № 37 сформирована с учётом особенностей первой ступени общего образования.

        Начальная школа — особый этап в жизни ребёнка, связанный:

v с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;

v с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;

v с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной

v жизни и перспективы личностного и познавательного развития;

v с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку;

v взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;

v с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;

v с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.

      Основная образовательная программа начального общего образования МОУ СОШ № 37  учитывает  также характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет):

v центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов;

v существующая разница в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и т. д.,  связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста;

v развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.

       При этом успешность и своевременность формирования указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения, учитывающих описанные выше особенности первой ступени общего образования.

        Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования МОУ СОШ № 37 является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

         К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования МОУ СОШ № 37 отнесены:

v личностные результаты - готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества, сформированность основ российской, гражданской идентичности;

v метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

v предметные результаты - освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

       В основе реализации основной образовательной программы начального общего образования МОУ СОШ № 37 лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

v воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского

v общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, полилингвального, поликультурного и поликонфессионального состава;

v переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся в конкретном образовательном учреждении, реализующем основную образовательную программу;

v ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

v признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

v учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении

v образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

v обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования;

v разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

         Основная образовательная программа начального общего образования (ООП НОО) МОУ СОШ № 37 содержит следующие разделы:

v пояснительную записку;

v планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;

v базисный учебный план образовательного учреждения;

v программу формирования универсальных учебных

v действий у обучающихся на ступени начального общего образования;

v программы отдельных учебных предметов, курсов;

v программу духовно_нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;

v программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;

v программу коррекционной работы;

v систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

      Содержание основной образовательной программы начального общего образования МОУ СОШ № 37 сформировано с учётом социокультурных особенностей и потребностей Хабаровского края, с применением рекомендаций, выданных  Хабаровским Краевым  институтом развития образования  (ХК ИРО).

      Важнейшей частью основной образовательной программы начального общего образования МОУ  СОШ № 37 является учебный план (Раздел 2), который содержит две составляющие: обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса (для формирования предметной и развивающей деятельности), включающую в том числе внеурочную деятельность.

      Внеурочная деятельность в МОУ СОШ № 37 организована в режиме полного (до 18.00) и сокращённого (до 15.00) дня, через работу групп продлённого дня (ГПД) полного и сокращённого пребывания детей. Внеурочная деятельность проводится в таких формах, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьное научное общество, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно-полезные практики, проектную деятельность. Формы, средства и методы обучения, духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, а также система оценок, формы, порядок и периодичность их промежуточной аттестации определяются уставом образовательного учреждения и соответствуют требованиям Закона Российской Федерации «Об образовании», Стандарта и положениям Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

       Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, основная образовательная программа начального общего образования МОУ СОШ № 37 предусматривает возможность разработки с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальных учебных планов, реализация которых будет сопровождаться поддержкой тьютора. Учебная нагрузка и режим занятий обучающихся МОУ СОШ № 37 определяются в соответствии с действующими санитарными нормами (СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям  и организации обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях» (п. 10.5.), зарегистрированными в Министерстве юстиции Российской Федерации 03.03.2011 года регистрационный №19993.

      Основная образовательная программа начального общего образования (ООП НОО) МОУ СОШ № 37 предусматривает:

v достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья;

v выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;

v организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;

v участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;

v использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;

v возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке тьюторов и других педагогических работников;

v включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия.

      Участниками образовательного процесса в МОУ СОШ № 37 являются обучающиеся, педагогические работники общеобразовательного учреждения, родители (законные представители) обучающихся (пункт 44 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации в редакции от 23 декабря 2002 г. № 919).

МОУ СОШ № 37, реализующее основную образовательную программу начального общего образования, гарантирует ознакомление обучающихся и их родителей (законных представителей) как участников образовательного процесса:

v с уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательного процесса в этом учреждении;

v с их правами и обязанностями в части формирования и реализации основной образовательной программы начального общего образования, установленными законодательством Российской Федерации и уставом образовательного учреждения.

      Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся  в МОУ СОШ № 37  в части, касающейся участия в формировании и обеспечении освоения своими детьми основной образовательной программы начального общего образования, закреплены в заключённом между ними и МОУ СОШ № 37 договоре (Приложение 1), отражающем ответственность субъектов образования за конечные результаты освоения основной образовательной программы.

 

 

 

 

 

Примерная основная образовательная программа начального общего образования