Анализ работы НОУ «Альтаир»
г. Комсомольска-на-Амуре
за 2012-2013 учебный год
Научное общество учащихся (НОУ) – добровольное объединение школьников, которые стремятся к более глубокому познанию достижений в различных областях науки, техники, культуры, к развитию творческого мышления, интеллектуальной инициативе, самостоятельности, аналитическому подходу к собственной деятельности, приобретению умений и навыков исследовательской работы. Именно для таких ребят научное общество является надежной опорой и средством самоутверждения.
Организация научно-исследовательской деятельности учащихся МОУ СОШ № 37 - это составная часть обучения, воспитания учащихся. НОУ позволяет учащимся попробовать свои силы в научно-исследовательской деятельности, раскрыть свой талант и раньше найти себя, сформироваться свободными личностями, на практике почувствовать демократические взаимоотношения.
Членами НОУ являются учащиеся 3-11 классов, изъявившие желание участвовать в работе одной (двух) секций общества.
Цели и задачи развития научного общества учащихся в этом учебном году.
Цели:
- Выявление способных и одаренных детей и реализация их творческих возможностей.
- Расширение кругозора учащихся в разных областях достижений отечественной и зарубежной науки.
- Формирование научно-исследовательской культуры учащихся.
- Содействие максимальному раскрытию интересов и склонностей учащихся к научно-исследовательской деятельности.
- Совершенствование умений и навыков самостоятельной работы учащихся, уровня знаний и эрудиции в интересующих областях науки.
- Создание условий для самоопределения и самореализации учащихся.
- Организация научно-исследовательской деятельности учащихся для усовершенствования процесса обучения и профориентации.
Задачи:
- Овладение знаниями, выходящими за пределы учебной программы;
- Овладение навыками работы с научной, дополнительной литературой, информацией в сети Интернет;
- Обучение основам опытной, экспериментальной и исследовательской деятельности;
- Подготовка и участие в олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях
Сотрудничество педагогов и учащихся предполагает следующее содержание и формы работы научного общества учащихся:
- составление программ, разработка проектов и тем исследований;
- индивидуальная работа;
- самостоятельные занятия с первоисточниками, дополнительной литературой;
- выполнение заданий, работа над темой научного исследования под руководством учителя;
- секционная работа включает в себя постановку и проведение экспериментов, обсуждение и защиту научно-исследовательских работ;
Работа в научном обществе дает ученикам огромные возможности для закрепления многих учебных навыков и приобретения новых компетенций:
- развивает у школьников творческие способности и вырабатывает у них исследовательские навыки;
- формирует аналитическое и критическое мышление в процессе творческого поиска и выполнения исследований;
- дает возможность проверить свои наклонности, профессиональную ориентацию, готовность к предстоящей трудовой деятельности;
- воспитывает целеустремленность и системность в учебной, и трудовой деятельности;
- благодаря достижению поставленной цели и представлению полученных результатов способствует их самоутверждению.
Организационная структура научного общества учащихся МОУ СОШ №37 выглядит следующим образом: НОУ состоит из 4 секций: лингвистической (русский язык и литература, иностранные языки), физико-математической (физика, математика, информатика), естественнонаучной (химия, биологии, география), социально-гуманитарной (история, ИЗО, МХК, технология). Руководят работой каждой предметной секции преподаватели МОУ СОШ №37.
Секции |
Предметы, объединенные в секцию |
Руководитель |
Физико – математическая |
Физика, математика, информатика |
Копытова С.А., учитель информатики, первая квалификационная категория |
Естественно – научная |
География, биология, химия |
Коробкова И.В., учитель биология, высшая квалификационная категория |
Социально – гуманитарная |
История, ИЗО, МХК , технология |
Власова Г.А.,учитель истории, вторая квалификационная категория |
Лингвистическая |
Литература, русский язык, иностранные языки |
Хохлова А.В., учитель иностранных языков, первая квалификационная категория |
Главным событием и одновременно результатом работы НОУ является научно-практическая конференция учащихся «Зажги свою звезду», которая в 2012-2013 учебном году была проведена во 2-й раз по теме «Поиск. Исследование. Творчество.». На данной конференции юные исследователи 18 человек защитили 13 учебно-исследовательских работ:
№ п\п |
Тема |
Участник |
Класс |
Секция |
Учитель |
1. |
Проект «Цветы России «Ландыш» |
Илющенко Елизавета |
5А |
Лингвистическая
|
Садчикова Т.А.
|
2. |
Проект «Цветы России «Мой любимый цветок» |
Бочарова Анна
|
5А |
||
3. |
«Молодежный сленг» |
Сергеева Екатерина |
7В |
||
4. |
«Речевой этикет» |
Грибкова Александра |
7В |
||
Терещенко Ирина |
|||||
3. |
«Славные имена России: Заболоцкий. Жизнь и творчество» |
Бочарова Екатерина |
11А |
||
5. |
«Первоцветы Хабаровского края» |
Назарова Камила |
7Б |
Естественно – научная |
Коробкова И.В. |
6. |
«Солнечное Сияние» |
Яковлева Алина |
9 |
Физико – математическая |
Любицкий А.Е. |
Костиков Евгений |
|||||
7. |
«Holiday Parade» (Парад праздников» |
Шилле Диана |
7Б |
Лингвистическая |
Хохлова А.В. |
Кошкарева Мария |
|||||
Назарова Камила |
|||||
Назарова Сомнез |
8А |
||||
8. |
Professional Carrier «Профессиональная карьера» |
Нурмухаметова Элина |
10А |
||
9. |
Проект «Исторические личности» (к 200-летию войны 1812): Багратион |
Данилова Полина |
9А |
социально-гумманитарная |
Власова Г.А. |
Деряга Софья |
|||||
10. |
Проект «Исторические личности» (к 200-летию войны 1812): Кутузов |
Федотова Ксения |
9А |
||
11. |
Проект «Исторические личности» (к 200-летию войны 1812): Пожар Москвы 1812 |
Тараторина Е. |
9А |
||
12. |
Театральный костюм: Платье для подиума «Перуница» |
Наумова Анна |
10Б |
социально-гумманитарная |
Воропаева О.В. |
Лучших докладчиков по решению жюри наградили дипломами и грамотами:
1 место |
Наумова Анна с темой «Театральный костюм: Платье для подиума «Перуница» |
2 место |
Костиков Евгений, Яковлева Алина с темой «Солнечное сияние» |
2 место |
Нурмухаметова Элина с темой «Professional Carrier «Профессиональная карьера» |
3 место |
Бочарова Екатерина с темой «Славные имена России: Заболоцкий. Жизнь и творчество» |
При оценке работ и выступлений учитывалось: актуальность темы, содержательность материала, раскрытие темы, ораторское искусство, ИКТ.
Анализ деятельности НОУ показал, что у учащихся школы имеется большой интерес к исследовательской деятельности. Однако некоторые работы имели реферативный характер, хотя и послужили важным шагом в приобретении опыта исследования.
Следует отметить то, что многие учителя нашей школы с огромным энтузиазмом занимаются исследовательской работой с учащимися. Это, в первую очередь учитель русского языка и литературы – Садчикова Т.А., учителя истории – Власова Г.А., учитель ИЗО – Воропаева О.В., учитель английского языка – Хохлова А.В., Любицкий А.Е., учитель физики молодой специалист, который впервые представил участников на ШНК,
Участие в заочных конкурсах
Особый интерес вызывает у учащихся всех возрастных групп участие в международных конкурсах: «Кенгуру» по математике, «Русский медвежонок» по языкознанию, «Британский бульдог», «Парад праздников» (сайт Педсовет.су) по английскому языку, «Инфознайка» и «КИТ» по информатике.
Многие ученики по итогам этих конкурсов имеют хороший результат. Результаты участия учеников школы прилагаются. ( Приложение 1)
Выводы
Из проведенного анализа видно, что отмечается стабильность работы некоторых учителей, стабильный уровень качества исследований учащихся, заинтересованность учащихся к исследовательской деятельности и различного рода предметным конкурсам.
Рекомендации
- Осуществлять более тесное взаимодействие с общественными организациями, музеями, архивами, библиотеками, предприятиями и учреждениями, высшими учебными заведениями.
- Повышать качество работы НОУ за счет исследований, практической направленности работы, с учетом критериев, данных в положениях; разработки тематики приоритетных направлений исследований.
- Включать в исследовательскую работу обучающихся начального звена.
- Продолжить традицию проведения научно-практических конференций.
- Классным руководителям отслеживать результативность участия учащихся школы в учебно-исследовательской деятельности.
- Активнее привлекать к работе НОУ большего числа учеников.
- Организовать целенаправленную подготовку учащихся к их участию в заочных конкурсах и олимпиадах