Приложение №1
Министерство образования и науки Хабаровского края
Краевое государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации)
«Хабаровский краевой институт развития образования»
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа №37 г. Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский край
«Краевой центр трансфера технологий»
Научный руководитель: Беляева Любовь Леонидовна, доцент кафедры теории и методики обучения ХКИРО, intjlb@mail.ru
Планируемые результаты: Разработка образовательной модели «Ступени успеха» - от успешной школы — к успехам ребёнка.
Цель: Повышение качества образования, ориентированного на успешность учащихся в условиях измененной развивающей образовательной среды школы.
Задачи:
- Обеспечить разумную разгрузку содержания школьного образования в интересах сохранения здоровья обучающихся
- Сместить акценты в методиках и технологиях образовательной деятельности в сторону формирования оптимальных способов самостоятельной деятельности школьников. Сформировать у них практические навыки самообразования.
- Усилить дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса путем создания и реализации вариативных образовательных программ, ориентированных на различные контингенты обучающихся – от одаренных детей до детей с ограниченными возможностями.
- 1. Итоговый отчет за 2014-2015 год (исполнение дорожной карты проекта)
№ п/п |
Направления деятельности |
Перечень мероприятий и взаимосвязанных действий по их выполнению |
Срок (период)выполнения отдельного действия |
Ответственный исполнитель |
1. |
Нормативно-правовое регулирование организуемой деятельности учреждения в статусе |
Согласование и корректировка дорожной карты |
Март 2014 |
Тюрина Н.Л., зам.директора по УВР |
Приказ о создании Методической команды по внедрению ФГОС ООО; Приказ о создании творческих групп педагогов. |
Апрель 2014 |
Тамбовская С.А., директор |
||
Положение о рабочей группе по внедрению ФГОС ООО; Положение об оценочной деятельности педагогов в условиях внедрения ФГОС |
Май 2014 |
Тюрина Н.Л. Рихерт О.В., зам. директора по УВР |
||
Приказ об утверждении плана-графика повышения квалификации работников ОУ в условиях внедрения ФГОС ООО; Положение о внутри школьной оценке качества |
Август 2014 |
Тамбовская С.А. Тюрина Н.Л. Рихерт О.В. |
||
Положение о промежуточной аттестации обучающихся в условиях введения ФГОС ООО. |
Сентябрь 2014 |
Тюрина Н.Л. Рихерт О.В. |
||
Программа духовно-нравственного воспитания и социализации учащихся ООО |
Февраль-апрель 2015 |
Тюрина Н.Л. Рихерт О.В. Трухина О.В. |
||
2. |
Организация инновационной деятельности учреждения |
|||
2.1 |
Работа над формированием новой компетенции учителей |
Участие в семинаре ХК ИРО "Дидактические и методологические основы ФГОС среднего общего образования". участвовали в качестве |
6 - 7 мая 2014 |
Тамбовская С.А. Машкина И.В. |
|
|
Краевая августовская конференция, Секция «Алгоритмы, которые можно разрушать. Простые решения сложных задач», выступление по теме "Как выстроить систему внеурочной деятельности, ориентированной на развитие школьников" |
Август 2014 |
Тамбовская С.А. |
Городская августовская конференция |
Август 2014 |
Рихерт О.В. |
||
Краевой семинар "Проектирование моделей "Эффективная школа" модераторы группы по проектированию техник формирующего оценивания |
16 - 17 октября 2014 |
Тамбовская С.А. Тюрина Н.Л. |
||
Краевой семинар «Требования к адаптации программ дополнительного образования и специальным образовательным условиям их реализации с учетом особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья» |
28-30 октября 2014 |
Зейбель О.А., психолог |
||
Региональная научно-практическая конференция «Педагогические условия реализации ФГОС общего и профессионального образования», выступление по теме «Организация внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС ООО» |
29-30 октября 2014 |
Тюрина Н.Л. |
||
Семинар «Реализация требований ФГОС к результатам обучения средствами линий учебно-методических комплектов по химии системы УМК «Алгоритм успеха» |
8 декабря 2014 |
Лаврухина И.В., учитель химии |
||
Краевая научно-практической конференции «Реализация духовно-нравственного компонента федерального государственного образовательного стандарта», выступление |
21 мая 2015 |
Тюрина Н.Л., зам.директора по УВР |
||
|
|
|
||
2.2 |
Реализация модели внеурочной деятельности |
Региональная научно-практическая конференция «Педагогические условия реализации ФГОС общего и профессионального образования», выступление по теме «Организация внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС ООО» |
29-30 октября 2014 |
Тюрина Н.Л. |
|
Муниципальный семинар «Создание педагогических условий для развития личности ребенка в системе современного образования » выступление по теме: «Создание педагогических условий для развития личности ребенка на внеурочных занятиях курса «Юный химик» |
26 января 2015 |
Лаврухина И.В., учитель химии |
|
Городской семинар для учителей начальных классов в рамках курсовой переподготовки на базе АмГПГУ,
|
20 марта 2015 |
Попельнюк М.А., ПДО Соловьева А.А., учитель информатики и ИКТ |
||
Четвертые городские методические чтения «Развитие профессиональной компетентности учителя в условиях введения ФГОС Мастер-класс по внеурочным курсам «Юный журналист», «Юный химик», «Лаборатория профессора Буквы» |
21 апреля 2015 |
Трухина О.В., зам.директора по ВР Лаврухина И.В., учитель химии Партеева Н.А., логопед |
||
3. |
Информационно-методическое распространение опыта в крае и регионах ДФО |
Семинар для слушателей курсов ХК ИРО ««Школа-2100» в условиях внедрения ФГОС НОО», Мастер- классы в рамках Центра трансфера техно логий |
ноябрь 2014 |
Рихерт О.В. |
«Занковские педагогические чтения», мастер-класс по уроку литературного чтения |
17 февраля |
Тихонкова Г.В.. учитель начальных классов |
||
Всероссийский конкурс на лучшую методическую разработку урока «Я работаю по ФГОС - 2015», разработки уроков по ФГОС НОО |
февраль 2015 |
Тихонкова Галина Владимировна, Рихерт Ольга Владимировна, Лескова Татьяна Юрьевна, Паршакова Александра Павловна, Королева Анна Вячеславовна, учителя начальной школы |
||
Городской семинар для учителей начальных классов в рамках курсовой переподготовки на базе АмГПГУ
|
20 марта 2015 |
Лескова Т.Ю., Тихонкова Г.В., Хужий О.С., учителя начальных классов |
||
|
|
Четвертые городские методические чтения «Развитие профессиональной компетентности учителя в условиях введения ФГОС Мастер-класс по литературному чтению |
21 апреля 2015 |
Тихонкова Г.В., учитель начальных классов |
Всероссийский конкурс «За нравственный подвиг учителя» «Программа духовно-нравственного воспитания и социализации»; «Воспитательная система класса»; «Разработка уроков по курсу ОРКСЭ» |
Апрель 2015 |
Тюрина Н.Л. Рихерт О.В. Трухина О.В.,зам. директора по УВР Лескова Т.Ю., учитель начальных классов Бороздина Г.А., учитель русского языка и литературы |
||
Статья в сборнике «Педагогические условия реализации ФГОС общего и профессионального образования» материалы Региональной научно-практической конференции (30 октября 2014 г.). – Комсомольск-на-Амуре: Изд-во АмГПГУ, 2014. «Организация внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС ООО в МОУ СОШ №37» |
Октябрь 2014 |
Тюрина Н.Л., зам.директора по УВР |
||
Муниципальный фестиваль методических идей, выступление по теме «Активные формы и методы обучения как средство организации учебно-познавательной деятельности учащихся» |
Май 2015 |
Лаврухина И.В., учитель химии |
||
Лекции в ХК ИРО "Государственная политика в области образования. ФГОС в контексте государственной образовательной политики. Разработка основной образовательной программы образовательных организаций в соответствии с требованиями ФГОС общего образования", "Подготовка дошколь-ников к обучению грамоте. Логопедический аспект работы по ФГОС НОО" |
с февраля 2014 по май 2015 |
Тюрина Н.Л., зам.директора по УВР Партеева Н.А.Ю логопед Зейбель О.А., психолог |
||
|
|
Лекции при АмГПГУ, согласно заключенному договору |
Сентябрь 2014-май 2015 |
Тюрина Н.Л., зам.директора по УВР Рихерт О.В., зам.директора по УВР |
|
|
Составлены итоговые КИМ по предметам русский язык, математика, английский язык, география, биология для учащихся 5-7 классов с разработанной спецификацией, кодификатором |
Апрель 2015 |
Тюрина Н.Л., зам.директора по УВР
|
|
|
Краевой совет по вопросам общего образования, представление модели «Ступени успеха» |
14 мая |
Тюрина Н.Л., зам.директора по УВР, медодическая команда МОУ СОШ №37 |
- Анализ деятельности площадки за 2014-2015 учебный год
МОУ СОШ № 37 работает в режиме краевого центра трансфера технологий с 2011 года (Приказ Министерства образования и науки Хабаровского края от 31.12.2010 №2530 «О развитии инновационной инфраструктуры в сфере образования Хабаровского края»). Статус учреждения был пролонгирован распоряжением Министерства образования и науки Хабаровского края от 21.02.2014 №258.
В соответствии с техническим заданием были определены конечные продукты инновационной деятельности:
- Образовательная модель «Ступени успеха» для учащихся, педагогов и родителей;
- адаптированные контрольно-измерительные материалы для итоговой оценки предметной обученности обучающихся на ступени основного образования для 5-7 классов по русскому языку, математике, английскому языку, географии, биологии;
- рабочие программы учителей 5-9 классов, программы внеурочной деятельности.
Согласно утвержденному техническому заданию на этапе (сентябрь 2014 г. – май 2015 г.) проведены следующие мероприятия:
- Согласована и откорректирована дорожная карта.
- Разработана нормативно-правовая база управления инновационным процессом, включающая описание функциональных обязанностей и механизмов взаимодействия структурных подразделений управляющей системы, изданы приказы: «О создании Методической команды по внедрению ФГОС ООО», «Об утверждении плана-графика повышения квалификации работников ОУ в условиях внедрения ФГОС ООО», «Об утверждении рабочих программ и программ внеурочной деятельности», «Об утверждении расписания внеурочной деятельности в 1-7 классах на 2014-2015 учебный год», «Об организации работы по наставничеству», «О создании творческих групп педагогов».
- Разработаны и откорректированы следующие локальные акты, регламентирующие деятельность ОУ в ходе внедрения ФГОС ООО: «Положение о рабочей группе по внедрению ФГОС ООО», «Положение об оценочной деятельности педагогов в условиях внедрения ФГОС», «Положение о внутришкольной оценке качества», «Положение о промежуточной аттестации обучающихся в условиях введения ФГОС ООО».
- Определены необходимые изменения и скорректирована «Программа духовно-нравственного воспитания и социализации учащихся ООО».
Заключен договор о сотрудничестве и организовано взаимодействие с АмГПГУ, ведущим аналогичные исследования. Взаимодействие с АмГПГУ (прямые контакты, передача знаний, опыта на безвозмездной основе, обучающие семинары, практические конференции) позволяют повысить индивидуальную компетенцию педагогов, ведущих инновационную деятельность. В марте 2015 года для учителей начальной школы города совместно с АмГПГУ проведены курсы повышения квалификации по теме «Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальной школы». В рамках этих курсов даны мастер-классы учителей начальной школы по темам: «Организация внеурочной работы учащихся в начальной школе н занятиях внеурочного курса «Театр»; «Организация внеурочной работы учащихся в начальной школе на занятиях «Инфознайка»; «Характеристика результатов формирования УУД на разных этапах обучения в начальной школе по УМК «Шола-2100» на уроках математики»; «Характеристика результатов формирования УУД на разных этапах обучения в начальной школе по СРО Занков на уроках окружающего мира»; «Характеристика результатов формирования УУД на разных этапах обучения в начальной школе по УМК «Шола-2100» на уроках русского языка».
Система поддержки субъектов инновационного процесса состоит в материальном и моральном поощрении педагогов. В ОУ скорректирована политика стимулирования, четко определены приоритетные области развития школы: введение ФГОС ООО, за успешную реализацию которых учитель получает большее количество процентов стимулирования. В оценку профессиональной деятельности педагогов школы введен показатель - разработка основной образовательной программы (раздел Рабочие программы педагогов).
В ОУ в штатном режиме работает внутришкольная система повышения квалификации педагогических кадров по теме исследования. Развитие профессиональных компетенций педагогов достигается путем формирования соответствующей корпоративной культуры, нацеленной на обмен знаниями между педагогами и подготовленными тьюторами по ФГОС ООО, согласование понятий, ценностей и представлений, выработку единой педагогической позиции по вопросам введения ФГОС ООО. Обучение встроено в повседневную деятельность педагогического коллектива, предполагает обратную связь педагогов, творческих групп и управляющей системы, результатом чего является непрерывная модернизация образовательного процесса и новой системы оценки образовательных достижений учащихся.
Система внутрифирменного повышения квалификации педагогов включает:
- постоянно действующие обучающие семинары, посвященные содержанию и ключевым особенностям ФГОС ООО:«Психологическая атмосфера урока: с чего начать и как поддержать», «Технологическая карта урока как современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся», «Духовность как базовая ценность воспитания национального самосознания обучающихся;
- тренинги для педагогического коллектива с целью командообразования и оптимизации коллективного поиска технологических решений задач (Тренинг по формированию общего представления о новых результатах образования», Тренинг «Моделирование внутришкольной системы оценки достижения планируемых результатов освоения ООП»);
- участие педагогов в мастер-классах по отдельным направлениям введения и реализации ФГОС ООО, по разработке оценочного инструментария для итоговой оценки предметных результатов образования;
- участие педагогов в коллективном обсуждении разделов основной образовательной программы образовательного учреждения, Обсуждение ООП ООО на сайте http://edu.crowdexpert.ru/
- участие педагогов в изучении и обобщении опыта инновационной деятельности, подготовка материалов к публикации:
- Представление материалов «Модель образовательной системы МОУ СОШ №37 г. Комсомольска-на-Амуре «Ступени успеха» на сайте www.kopilkaurokov.ru автор Тюрина Н.Л., удостоверение №105574
- Представление материалов «Организация внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС ООО в МОУ СОШ №37 г.Комсомольска-на-Амуре на сайте www.kopilkaurokov.ru автор Тюрина Н.Л., удостоверение №105558
- Представление материалов «Организация методической работы ШМО учителей иностранного языка», разработки внеурочных занятий по иностранному языку на сайте www.zavuch.ru автор Хохлова А.В.
- Представлены материалы в методическом решебнике ХК ИРО по реализации модели внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС ООО. «Алгоритмы, которые можно разрушать. Простые решения сложных задач введения ФГОС»
- Статья в сборнике «Педагогические условия реализации ФГОС общего и профессионального образования» материалы Региональной научно-практической конференции (30 октября 2014 г.). – Комсомольск-на-Амуре: Изд-во АмГПГУ, 2014.
«Организация внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС ООО в МОУ СОШ №37»
- Всероссийский конкурс на лучшую методическую разработку урока «Я работаю по ФГОС - 2015», разработки уроков по ФГОС НОО: Диплом 2 степени Всероссийского конкурса на лучшую методическую разработку урока «Я работаю по ФГОС – 2015» учитель начальных классов Рихерт О.В.; дипломы 3 степени у учителей начальных классов: Тихонковой Г.В., Королевой А.В., Паршаковой А.П., Лесковой Т.Ю.
- Направлены материалы на Всероссийский конкурс «За нравственный подвиг учителя»: «Программа духовно-нравственного воспитания и социализации» (Трухина О.В., Тюрина Н.Л., Рихерт О.В.); «Воспитательная система класса» (Лескова Т.Ю., Валевич М.В.)
- На Четвертых городских методических чтениях «Развитие профессиональной компетентности учителя в условиях введения ФГОС» представлены мастер-классы: «Использование современных педагогических технологий в обучении младших школьников литературному чтению в свете реализации ФГОС» учителя начальной школы Тихонковой Г.В.; по внеурочному курсу «Юный журналист» заместителя директора по ВР Трухиной О.В.; «Деятельностный подход в обучении как один из факторов развития личности во внеурочной деятельности» по внеурочному курсу «Юный химик» учителя химии Лаврухиной И.В.; «Дифференциация букв, имеющих оптическое и кинетическое сходство» по внеурочному курсу «Лаборатория профессора Буквы» логопеда Партеевой Н.А.; «Описание воспитательной системы класса «Страна детства» в рамках реализации деятельного подхода» учителя начальных классов Валевич М.В.
- Выступление учителя химии Лаврухиной И.В. на муниципальном фестивале методических идей по теме «Активные формы и методы обучения как средство организации учебно-познавательной деятельности учащихся».
- Выступление психолога школы Зейбель О.А. на межрегиональном семинаре «Требования к адаптации программ дополнительного образования и специальным образовательным условиям их реализации с учетом особых образовательных потребностей детей с ОВЗ и детей-инвалидов, в рамках реализации «Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы» с докладом «Роль школьного психолога в успешной адаптации детей с диагнозом ЗПР, обучающихся в условиях массовой школы».
В образовательном учреждении организовано сетевое взаимодействие и сотрудничество с образовательными учреждениями Комсомольска-на-Амуре: МОУ СОШ №18, МОУ СОШ №34, МОУ СОШ №4, МОУ СОШ №16.
В образовательном учреждении отработан механизм контроля реализации инновационной работы. Функцию контроля хода реализации данной работы осуществляет Тюрина Н.Л., (заместитель директора по УВР, тьютор по введению ФГОС ООО) составлен график промежуточных и итоговых отчетов о результатах работы творческих групп на совете Методической команды.
Описание результатов, полученных в процессе инновационной деятельности:
- Разработана и апробирована основная образовательная программа образовательного учреждения для основного общего образования в соответствии с требованиями ФГОС ООО;
- Разработаны и апробированы контрольно-измерительные материалы для итоговой оценки образовательных достижений учащихся 5-7 классов по математике, русскому языку, английскому языку, географии, биологии;
- Разработаны рабочие образовательные программы по учебным предметам с учетом составленного кодификатора планируемых результатов по всем предметам учебного плана с 1-9 класс.
Лекции в филиале ХК ИРО |
||||
1. |
Государственная политика в области образования. ФГОС в контексте государственной образовательной политики. Разработка основной образовательной программы образовательных организаций в соответствии с требованиями ФГОС общего образования. Технологии формирования универсальных учебных действий в условиях введения и реализации ФГОС общего образования. Организация и содержание внеурочной дея-тельности учащихся в условиях введения и реализации ФГОС общего образования |
Филиал ХК ИРО |
24.09.2014 |
Тюрина Н.Л. |
2. |
Государственная политика в области образования. ФГОС в контексте государственной образовательной политики. Разработка основной образовательной программы образовательных организаций в соответствии с требованиями ФГОС общего образования. Технологии формирования универсальных учебных действий в условиях введения и реализации ФГОС общего образования. Организация и содержание внеурочной деятельности учащихся в условиях введения и реализации ФГОС общего образования |
Пгт Солнечный |
08.10.2014 |
Тюрина Н.Л. |
3. |
Подготовка дошкольников к обучению грамоте. Логопедический аспект работы по ФГОС НОО. |
Филиал ХК ИРО |
20.10.2014 |
Партеева Н.А. |
4. |
Педагогическое трио-школа, ученик, родитель. Организация и содержание внеурочной деятельности учащихся в условиях введения и реализации ФГОС общего образования |
Филиал ХК ИРО |
21.10.2014 |
Тюрина Н.Л. |
5. |
Подготовка дошкольников к обучению грамоте. Логопедический аспект работы по ФГОС НОО. |
Филиал ХК ИРО |
29.10.2014 |
Партеева Н.А. |
6. |
|
|
24.03.2015 |
Тюрина Н.Л. |
7. |
Организация и содержание внеурочной деятельности учащихся в условиях введения и реализации ФГОС общего образования. |
|
27.03.2015 |
Тюрина Н.Л. |
|
Опыт реализации современных педагогических технологий на уроках технологии в школе. |
Филиал ХК ИРО |
09.04.2015 |
Серенко Е.Г. |
|
Организация и содержание внеурочной деятельности учащихся в условиях введения и реализации ФГОС общего образования |
г. Амурск |
10.04.2015 |
Тюрина Н.Л. |
|
|
Филиал ХК ИРО |
15.04.2015 |
Тюрина Н.Л. |
|
Опыт реализации современных педагогических технологий на уроках технологии в школе. |
Филиал ХК ИРО |
15.04.2015 |
Серенко Е.Г. |
|
|
|
15.05.2015 |
Тюрина Н.Л. |
Лекции по договору с АмГПГУ |
||||
1. |
Проектирование программы развития УУД. Особенности содержания и методического аппарата линий в разных УМК в контексте ФГОС |
МОУ СОШ №37 |
18.03.2015 |
Тюрина Н.Л. |
2. |
Проектирование программы развития УУД. Особенности содержания и методического аппарата линий в УМК «Школа 2100» в контексте ФГОС |
МОУ СОШ №37 |
23.03.2015 |
Тюрина Н.Л. |
Роль применения интерактивной доски в формировании УУД. Информационные технологии в формировании УУД. |
МОУ СОШ №37 |
25.03.2015 |
Копытова С.А., учитель информатики и ИКТ |
|
Критерии и способы оценки сформированности УУД у учащихся. Преемственность формирования УУД при переходе от дошкольного к начальному общему образованию. |
МОУ СОШ №37 |
25.03.2015 |
Зейбель О.А., психолог |
|
Оценка учебных достижений учащихся в рамках ОСОКО. |
МОУ СОШ №37 |
26.03.2015 |
Рихерт О.В., учитель начальных классов |
Зам.директора по УВР Н.Л.Тюрина