Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

 

Заявка на присвоение статуса центра трансфера технологий

«Ступени успеха»

Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №37

 

1. Данные о соискателе статуса

 

Отличительные для конца XX — начала XXI века изменения в характере образования - в его направленности, целях, содержании — все более явно ориентируют его на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность обучаемых, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов. Однако происходящие в мире и России изменения в области целей образования, соотносимые, в частности, с глобальной задачей обеспечения вхождения человека в социальный мир, его продуктивной адаптации в этом мире, вызывают необходимость постановки вопроса обеспечения образованием более полного, личностно и социально интегрированного результата.

В качестве общего определения такого интегрального социально-личностно-поведенческого феномена как результата образования в совокупности мотивационно-ценностных, когнитивных составляющих и выступило понятия «компетенция» и «компетентность».

Муниципальное  общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 37, активно участвуя в реализации концепции модернизации образования, главным средством преобразования школы в новое качество считает проектирование образовательной среды. В нашем образовательном учреждении компетенции для ученика трактуются как образ идеального ученика, зафиксированный в ФГОС, ориентир для освоения,  умение быть успешным в различных областях деятельности. Для достижения результата – умение быть успешным - необходима новая образовательная среда.

В связи с этим нашим педагогическим коллективом была разработана  модель «Ступени успеха», целью которой является воспитание и социально-педагогическое сопровождение процесса формирования успешной личности ребенка в условиях обновленной развивающей образовательной среды.

Организация  работы по внедрению модели образовательной системы «Ступени успеха» позволит разработать и апробировать инновационные механизмы управления развитием школы  и внедрить такую  модель в образовательную практику других образовательных учреждений края.

Для организации и реализации работы по внедрению модели имеются все необходимые условия:

- кадровые: высокопрофессиональный, способный к освоению инноваций коллектив; наличие группы специально обученных педагогов и руководителей, готовых участвовать в инновационной работе;

- социальные: инновационную деятельность школы поддерживают и высоко оценивают родители и общественность. Школа работает в тесном сотрудничестве с  учреждениями образования, культуры и спорта города, при поддержке родителей и учреждений края, способных помочь в развитии личности обучающегося и выпускника как субъекта собственной деятельности в образовательном пространстве  родного города.

 

2. Основные концептуальные идеи модели образовательной системы

 

  1. Смысл образования заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся.
  2. Смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования.
  3. Система оценки    качества образования в школе основывается на анализе уровней образовательных результатов, достигнутых учащимися в процессе проб, умения делать выбор и самоопределения и самореализации.

Нами был проведен SWOT-анализ исходной ситуации по проектированию образовательной среды МОУ СОШ №37

S

  • · наличие в штате специалистов для организации внеурочной деятельности (хореограф, учитель театра, инструктор по физкультуре)
  • · Сформированный коллектив, средний возраст 43 года – самый продуктивный и творческий
  • · Высокий уровень квалификации педагогических кадров
  • · Отсутствие вакансий
  • · Все администраторы имеют образование менеджеров
  • · Реализация проектного метода управления
  • · Разработана основная образовательная школы
  • · В полном объеме разработаны рабочие программы педагогов по учебным курсам и программы внеурочной деятельности по всем параллелям
  • · Сформирована МТБ для реализации ООП

O

T

  • Корпоративное  обучение
  • Обучение педагогов в системе повышения квалификации
  • Творческая группа учителей начальной школы работает над созданием кодификаторов и спецификаций инструментов оценки качества образования учащихся
  • Системное пополнение МТБ
  • Старение кадров
  • Слабая заменяемость кадров молодыми педагогами
  • Движение учащихся (47% обучающихся – дети военных

 

  • Старение кадров
  • Слабая заменяемость кадров молодыми педагогами
  • Движение учащихся (47% обучающихся – дети военных

W

  • · Отсутствие системы оценки компетенций всех участников УВП
  • · Отсутствие единой локальной сети в школе
  • · Недостаточно точек доступа в Интернет
  • · Недостаточная подготовка части коллектива в области ИКТ
  • · Расположение школы далеко от центра города
  • · Низкий социальный уровень жителей микрорайона
    • · Разработка системы оценки компетенций в сотрудничестве со специалистами ХК ИРО
    • · Системное обновление ПК
    • · Создание единой локальной сети

 

  • · Разработка системы оценки компетенций в сотрудничестве со специалистами ХК ИРО
  • · Системное обновление ПК
  • · Создание единой локальной сети

 

 

Как видно из данных, приведенных в таблице, школа обладает достаточными ресурсами для формирования развивающей образовательной среды; слабые стороны не являются непреодолимыми, т.к. существуют возможности их  изменения.

Такие ресурсы определили содержательные аспекты нашей модели.

Результативный аспект: результаты нашей модели прописаны  в ООП, при этом особый акцент сделан на расширение всех трех групп результатов – т.е. наш ученик не только научится, но и получит возможность научиться. В школе разработаны: 

  • Положение о системе оценки индивидуальных достижений учащихся;

—  Разработаны кодификаторы и спецификации по годам (1-4 класс, 5-7 класс) обучения и УМК для оценки индивидуальных достижений учащихся;

—  Ведется портфолио учеников и педагогов;

—  Активно используется ресурс «Дневник.ru»;

—  Используется в практике Электронная база данных для обработки и анализа результатов индивидуальных образовательных достижений учащихся.

Таким образом, сформирована система оценки индивидуальных достижений младших школьников и система оценки качества образования в школе, в которой можно проанализировать как индивидуальное развитие каждого, так и уровень развития класса или параллели.

Результативный аспект определил содержательный аспект.

Содержательный аспект модели «Ступени успеха»

После четырех лет работы по внедению ФГОС нами были проанализированы УМК, используемые в начальной школе, и был сделан выбор пользу систем развивающего обучения. На данный момент 75% начальных классов обучается по развивающим программам. В связи с этим было организовано дополнительное обучение педагогов, набирающих 1-классы в 2015 году, внесены коррективы в основную образовательную программу (в раздел «Учебный план»).

 

Педагогами были разработаны рабочие программы по всем учебным предметам, а также по курсам внеурочной деятельности.  

В рамках внеурочной деятельности через научно-познавательное направление  реализуются такие модули как «Я – исследователь», «Проектная деятельность».  По всем направлениям внеурочной деятельности учащимся предлагаются по несколько различных курсов.

Процессуальный аспект модели «Ступени успеха»

Первая ступень – проба. На первом этапе учащиеся попробуют свои силы в различных аспектах урочной и внеурочной деятельности. В уроках это проявляется через вовлечение учащихся в проектную учебную деятельность.Именно здесь начинается пропедевтическая работа по подготовке учащихся к обучению в классах архитектурной направленности, что проявляется в активном использовании в практике техники решения проектных задач для  формирования у учащихся личностных универсальных учебных действий, основ мировосприятия, умения видеть прекрасное. Благодаря этому они учат ребят в рамках урока пробовать свои силы в решении проектных задач. Результатом является участие детей  в выполнении  таких проектов как «Что у нас во дворе», «Что значит быть добрым», «Подарок маме», «Мои питомцы». Все проекты, выполняемые в рамках учебной деятельности, носят, как правило, и учебный, и социальный характер. В 1-2 классах мы даем возможность ребенку посещать все занятия, чтобы у него сформировалось представление о всех видах внеурочной деятельности, попробовать свои силы во всех направлениях, чтобы к концу 2 класса ребенок мог осознанно перейти на вторую ступень.

Вторая ступень – умение делать выбор. Чтобы сделать выбор, надо от чего-либо отказаться. Но отказаться не просто так, а осознанно, обдуманно. С 3 класса учащиеся  самостоятельно, опираясь на свой опыт, выбирают курсы урочной и внеурочной деятельности,  также варианты своей социальной практики (участие в различных акциях, в детском объединении «Созвучие», в работе школьного научного общества). В результате посещения курсов внеурочной деятельности: «Хочу все знать», «Инфознайка», «Квиллинг», «Скрайбинг», «Волшебная кисточка», учащиеся получают опыт работы над индивидуальными мини-проектами, защита которых происходит ежегодно в апреле на научно-практической конференции школьников «Зажги свою звезду».

На первой и второй ступенях с учащимися ведется большая работа по формированию регулятивных универсальных учебных действий, особое внимание уделяется формированию самооценки у учащихся для того, чтобы переход между ступенями прошел безболезненно.

Здесь важную  роль играет школьная медико-психолого-педагогическая служба, специалисты которой отслеживают уровень развития учащихся, оказывают своевременную и качественную помощь учащимся и их родителям в решении их проблем.

Третья ступень – самоопределение. К окончанию начальной школы ребенок осознает свою роль в школьной жизни, является успешным учеником. Принимает участие в общешкольных проектах, реализуя свои способности. Это могут быть индивидуальные проекты, проекты класса, которые учащиеся выполняют на уроках и внеурочной деятельности, либо проекты, реализуемые детским объединением «Созвучие». На данном этапе особую роль играет взаимодействие учащихся и педагогов школы. Работая над совместными проектами архитектурно-технологической направленности, учащиеся-подростки получают возможность найти свое «Я», определить свое место в школе, осознать свою роль и значимость. В ходе работы над проектом школьники получают уникальный опыт общения со сверстниками и со взрослыми, столь необходимый в подростковом возрасте. Все проекты носят социальную и архитектурную направленность, они связаны с дизайном и улучшением окружающей среды. Это постоянно действующий масштабный школьный проект «времена года», включающий в себя различные единичные проекты «Снежный городок», «Снежные фигуры», «Елочка», «Мой двор – моя забота», «Веселые клумбы», «Спортивная площадка», «Оформление сцены для новогоднего театрального представления»

Четвертая ступень 8-9 класс– становление – осознание своей роли в школе, значения своей деятельности для социума школы и микрорайона через участие в коллективных творческих делах. Становление – приобретение новых признаков, форм в процессе развития, доминанта социокультурных процессов. Начинается активная предпрофильная подготовка, основанная на сотрудничестве с различными организациями. Это и проведение элективных курсов на базе школы и вне, экскурсии в Технический университет, на Авиационный завод, профессиональные училища города, краеведческий музей, по архитектурным памятникам города.

Пятая ступень – самореализация, которая предполагает применение своих знаний, умений, навыков на практике: участие в социальных проектах, акциях.

Учащиеся старшей школы определяют свои собственные возможности, особенности, способности, выбирают критерии и нормы оценки совей деятельности при выполнении различных учебных и внеучебных проектов. У старшеклассников идет активный процесс понимания себя, своего места в обществе, своего назначения в жизни.

Социальное проектирование – необходимое условие для становления  у учащихся активной жизненной позиции, развития их творческих, познавательных способностей, формирования навыков коммуникативной культуры. Поэтому данная технология активно используется педагогами школы в учебной и внеурочной деятельности на всех ступенях образования. В нашей школе  работает творческая группа педагогов и учащихся по вопросам социального проектирования. Их деятельность строится на основе изучения социального заказа, идущего от учащихся, родителей,  педагогов и администрации школы. В состав творческой группы входят педагоги- предметники, учащиеся 8-11-х классов.

 

 

Работа над проектом, как, может быть, никакая другая школьная работа,  позволяет реализовать многие личностные потребности подростков. Она дает школьнику возможность применить и нарастить не только свои академические знания, но и использовать свой собственный житейский опыт, заявить о себе как о неповторимой личности, продемонстрировать свои сильные стороны. Все это в полной мере соответствует потребностям и интересам подростков.

В связи с этим проекты, которые выполняют старшеклассники нашей школы – это проекты в жизни. Профильные архитектурно-технологичесие классы дают прекрасную возможность провести профессиональные пробы, помочь определиться с выбором будущей профессии. Проекты имеют социальную направленность: оформление кабинета, информационного стенда по летней занятости, оформление интерьера рекреации начальной школы.

Организационно-управленческий аспект реализации модели очень важен. Так как руководитель школы и его команда выполняют роль дирижера и организовывают работу коллектива так, чтобы обеспечить все условия, необходимые для создания развивающей образовательной среды.

В школе реализуется проектный метод управления. Работа проектных групп, направленная на изменение  и усовершенствование образовательной среды школы №37. В целях обеспечения эффективной разработки проекта образовательной системы основной ступени школы в соответствии с требованиями ФГОС приказом директора создаются четыре группы по разработке и реализации единичных проектов изменений образовательной среды основной ступени  обучения в соответствии с требованиями ФГОС.

 

2.2. Цель и задачи проекта

Цель: Повышение качества образования, ориентированного на успешность учащихся в условиях измененной развивающей образовательной среды школы.

Задачи:

  1. Обеспечить разумную разгрузку содержания школьного образования в интересах сохранения здоровья обучающихся
  2. Сместить акценты в методиках и технологиях образовательной деятельности в сторону формирования оптимальных способов самостоятельной деятельности школьников. Сформировать у них практические навыки самообразования.
  3. Усилить дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса путем создания и реализации вариативных образовательных программ, ориентированных на различные контингенты обучающихся – от одаренных детей до детей с ограниченными возможностями.

2.3. Идея изменений

Смысл образования заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собст

 

венный опыт учащихся. Смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования. Система оценки    качества образования в школе основывается на анализе уровней образовательных результатов, достигнутых учащимися в процессе проб, умения делать выбор и самоопределения и самореализации

 

2.4. Обоснование значимости инновационного предложения для развития краевой системы образования

Идея создания модели образовательной системы «Ступени успеха» разрабатывалась в соответствии с актуальными задачами формирования инновационной сферы общего образования, обозначенными в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». Ведущими ценностно-целевыми ориентирами разработки проекта являются требования инициативы по направлению «Совершенствование учительского корпуса». В этих требованиях акцентируется внимание на создании стажировочных площадок на базе школ, успешно реализующих свои инновационные программы, прежде всего, в рамках приоритетного национального проекта «Образование» и организации процессов диссеминации результатов и продуктов их инновационной деятельности.

В настоящее время в большинстве школ региона в том или ином виде осуществляется инновационная деятельность: разрабатываются и реализуются программы развития, осваиваются новые образовательные программы и технологии. Во многих школах внедряются новые педагогические технологии: проблемное обучение, индивидуализация обучения, развивающее обучение; личностно ориентированное обучение; эвристическое, продуктивное обучение и многие др. Проводимые в школах инновационные изменения различаются по широте, глубине и эффективности. При этом в том, как педагогические коллективы выявляют проблемы, ищут способы их решения и внедряют новшества, имеются существенные недостатки. Сегодня становится все более очевидным, что инновационная деятельность педагогов нуждается в совершенствовании не менее, а может быть, и более чем педагогическая.

Анализ научно-методических разработок в области педагогической инноватики показывает, что основные продвижения достигнуты в определении того, как следует осуществлять инновационную деятельность в школе, т. е. в создании нормативных моделей развития школ и технологий инновационной деятельности. Однако, почти не рассматривается, как переходить от существующей в школе системы инновационной деятельности (во многих школах эта система даже еще не сложилась) к той, которая предлагается нормативной моделью.

 

В своем большинстве инновационные модели школы разрабатываются на основе единой, традиционной системы, сложившейся в отечественном образовании: путем поиска новых ценностных приоритетов в организации учебно-воспитательного процесса, новых педагогических технологий, критериев оценки деятельности школы, принципов управления школой. Их отличие от традиционной, унитарной школы состоит в том, что педагогический коллектив осуществляет инновационный поиск на базе опытно-экспериментальной деятельности. Однако процедуры поиска, в большинстве случаев, совершаются посредством перебора возможных вариантов, методом «проб и ошибок», т.е. эмпирическим путем. Изучение проблем построения практики инновационного образования в регионе показывает, что сами подходы к инновациям в образовании должны быть инновационными для системы образования.

При новых целях образования необходимо по-новому относиться к организации методической работы в образовательном учреждении. Традиционная методическая работа предполагает повышение профессионального уровня учителя посредством наращивания количества знаний о новых методиках, приемах, технологиях и умений за счет копирования их в своей деятельности. Но, учитывая требования инновационного развития образовательных систем акцент в методической работе должен переноситься на то, чтобы включить каждого педагога в процесс инновационных изменений  за счет освоения им принципиально новой – практико - преобразующей компетенции.

 

3. Программа реализации проекта

3.1. Исходные теоретические положения проекта

В основе разработки проекта лежит представление о двух фундаментальных изменениях в современном российском образовании: модернизация структуры и содержания общего образования; и развитие новых педагогических компетенций. И именно в контексте этих двух изменений ‑ традиционные формы методической работы, связанные с совершенствованием некоторых средств уже сложившейся педагогической работы, должны быть кардинально переосмыслены в контексте:

  • проектного подхода, в котором проектная деятельность рассматривается как культурная форма образовательных инноваций, как средство профессионального развития педагогов и развития образовательных систем (Н.Г. Алексеев, Ю.В. Громыко, О.Г. Прикот, В.В. Рубцов, В.К. Рябцев, В.И. Слободчиков и др.);
  • концепций профессионального развития личности педагога (Е.В. Бондаревская, Н.В. Бордовская, С.Г. Вершловский, Л.К. Гребенкина, Г.А. Игнатьева, С.В. Кульневич, Л.М.Митина, В.А. Сластенин, В.И. Слободчиков).

 

При разработке проекта учитываются:

  • приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, отраженные в нормативных документах: проект стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года «Инновационная Россия – 2020»; «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», «Федеральная целевая программа развития образования на 2011 – 2015 годы»; Федеральный государственный стандарт начального общего и основного общего образования;
  • существующие подходы к созданию разных типов ресурсных центров муниципального или регионального уровня, основной задачей которых становится передача эффективных технологий, способов реализации инновационных программ, наиболее результативных подходов к организации и определению содержания образовательной деятельности, в том числе на основе социального партнерства;
  • имеющийся в регионе опыт поддержки исследовательско - педагогических групп, обеспечивающих сохранение, обновление, развитие принципиально значимых педагогических практик.

 

3.2. Стратегия реализации проекта (подготовительный этап проекта уже пройден)

Этап проекта

Содержание этапа

Прогнозируемый результат

Средства

контроля

Научно-методические, учебно-методические продукты

1.Внедренчес

кий.

Наращивание ресурсного потенциала внедрения современной модели общего образования. Разработка индивидуальных программ профессионального развития педагогов школы. Создание новых процедур информационного обмена, видов отчетности и контроля качества образовательного процесса.

Создание комплексной системы мониторинга качества образования по модельным характеристикам выпускника на разных ступенях школьного образования.

1.Принятие педагогическим коллективом ценностей нового педагогического профессионализма.

2.Создание авторских педагогических разработок.

3.Оформление банка информационных и научно-методических материалов, обеспечивающих реализацию проектно-тематических линий.

1. Общественная презентация авторских программ.

2. Экспертиза инновационного предложения

 

1.Разработка авторских программ.

2.Статья, представляющая собой опыт работы внедрению модели школы «Ступени успеха».

 

2.Обобщающий

Апробация и совершенствование авторских педагогических разработок учителей школы. Проведение мониторингов реализации основной образовательной программы, формирования нового педагогического профессионализма, эффективности системы управления качеством образования.

Обобщение опыта. Разработка рекомендаций для других образовательных учреждений по созданию системы управления качеством школьного образования в условиях модернизации образовательной системы школы.

1.Рост результативности и качества образовательного процесса по объективным показателям

 

2.Проектно-ресурсный пакет для диссеминации инновационного опыта

 

 

Общее описание новой модели школьного образования.

Экспертиза

Публикации, мастер-классы, научно-практические семинары муниципального и краевого уровня.

 

 4.                Предложения по распространению и внедрению результатов проекта в практику краевого образования

Эффективность реализации проекта будет определяться наличием показателей:

  • многообразии жанров и высоком качестве авторских инновационных разработок;
  • институционализацией (нормативным оформлением) методического инновационного опыта как существенного элемента инновационной сферы общего образования в образовательном пространстве города;
  •  внедрением новых форм и методов методического сопровождения инновационной деятельности педагогов и педагогических коллективов;
  • ростом профессиональной самостоятельности, инициативности педагогов, формированием новой практико-преобразующей профессиональной компетенции;
  • усиление внимания общества к инновационным процессам, происходящим в школьном образовании.

Результаты проекта предполагается тиражировать в виде:

обучающих семинаров (вебинаров) по разработке моделей организации методической работы, ориентированных на инновационное развитие общего образования; мастер-классов и педагогических мастерских, представляющих современные способы организации образовательного процесса; сборников научно-практических материалов, экспонирующих лучшие образцы построения практики инновационного образования.