Описание модели образовательной системы,
обеспечивающей современное качество общего образования МОУ СОШ № 37
г. Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский край
Тюрина Н.Л.,
заместитель директора по УВР МОУ СОШ №37,
г. Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский край
Машкина Ирина Валерьевна,
заместитель директора по УВР МОУ СОШ №37,
г. Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский край
В современном обществе все чаще сталкиваемся с людьми, которые не умеют добиваться поставленных целей, пасуют перед трудностями, не верят в успех даже тогда, когда вероятность его высока. Нередко своими комплексами и страхами молодые люди обязаны школе.
Известно, что проблема мотивации десятилетиями сохраняет для учителей свою актуальность. Нередко ее рассматривают лишь как проблему развития познавательного интереса. Однако далеко не всегда удается делать и учиться только тому, что интересно.
В школе не должно быть не успешных детей, каждый в чем-то лучший, лидер в том, что ему удается делать хорошо или даже просто лучше других, и не обязательно в учебной деятельности.
Чтобы повлиять на создавшуюся ситуацию в обществе, постараться изменить ее и помочь хотя бы нескольким учащимся, зародилась идея разработки модели образовательной системы «Ступени успеха», деятельность которой направлена на формирование личности с позитивной мотивацией и с высоким уровнем потребностей в достижении успеха.
«Ступени успеха» – это школа без неудачников в самом прямом смысле этого слова, мы стремимся, чтобы среди учащихся не было детей, не добившихся успеха в учебе и внеурочной деятельности. Наоборот, в нашей школе педагоги заботятся и добиваются того, чтобы каждый ученик нашел себя и стал успешным.
Необходимость разработки образовательной модели связана с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, призванных обеспечивать развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования.
Начинает меняться облик стандарта: возведение креативности в разряд ценнейшего качества человека - при уникальном проектировании образовательного маршрута каждая личность движется своим путем. Для разработчиков нового поколения стандартов ведущим принципом является не перечень содержательных компонентов, а способность проектировать и сохранять культуру вокруг и внутри себя. В связи с этим, в образовательной системе возник ряд противоречий:
- между необходимостью получить новый образовательный результат и сложившейся педагогической практикой, не способной его обеспечить (ориентация на передачу суммы знаний, а не развитие компетенций, не разработанность диагностического инструментария для измерения нового результата, неготовность педагогов к освоению инновационного содержания образования и современных образовательных технологий, отсутствие преемственности между начальной и основной школой);
- новые потребности и запросы учащихся, родителей, общества и устаревшие подходы к обучению;
- определение актуальности ООП НОО и ООО в соответствии с потребностями социального окружения ОУ, являющегося потребителем образовательных услуг;
- определение целей и результатов обучения в виде предметных знаний и ключевых компетенций.
Модель образовательной системы «Ступени успеха» создана с учетом особенностей и традиций учреждения, предоставляющих большие возможности учащимся в раскрытии интеллектуальных и творческих возможностей личности. Обучение осуществляется в две смены по 6-дневной учебной неделе со 2 по 11 классы. В режиме 5-дневной учебной недели обучаются первые классы (согласно Сан.ПиН 2.4.2. № 2821-10). Недельная нагрузка не превышает предельно допустимую. Учебный план является переходным, составлен на основе базисного учебного плана 2004 года для 7-11х классов и на основе базисного образовательного плана 2010 года для 1- 6 х классов.
Цель модели образовательной системы: Повышение качества образования, ориентированного на успешность учащихся в условиях измененной развивающей образовательной среды школы
Основные концептуальные идеи модели образовательной системы:
- Смысл образования заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся;
- Смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования;
- Система оценки качества образования в школе основывается на анализе уровней образовательных результатов, достигнутых учащимися в процессе проб, умения делать выбор и самоопределения и самореализации .
Задачи модели образовательной системы:
- Обеспечить разумную разгрузку содержания школьного образования в интересах сохранения здоровья обучающихся
- Сместить акценты в методиках и технологиях образовательной деятельности в сторону формирования оптимальных способов самостоятельной деятельности школьников. Сформировать у них практические навыки самообразования.
- Усилить дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса путем создания и реализации вариативных образовательных программ, ориентированных на различные контингенты обучающихся – от одаренных детей до детей с ограниченными возможностями
Модель «Ступени успеха» направлена на развитие следующих качеств личности:
- достижение успеха в учебной и другой деятельности;
- умение учиться и развивать свои способности;
- сотрудничество с другими людьми, оказание помощи и поддержки окружающим, ответственность за личное и общее дело;
- способность к эффективному межличностному взаимодействию, совместной работе в коллективе и группе;
- воля, настойчивость и целеустремленность в достижении поставленной цели;
- адекватная самооценка
Образовательная среда МОУ СОШ №37 включает в себя следующие аспекты:
- результативный
- содержательный
- процессуальный
- организационно-управленческий аспект
Результативный аспект: результаты нашей модели прописаны в основной образовательной программе начального общего образования, в пояснительной записке к учебному плану, при этом особый акцент сделан на расширение всех трех групп результатов:
К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования МОУ СОШ № 37 отнесены:
- личностные результаты - готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества, сформированность основ российской, гражданской идентичности;
- метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
- предметные результаты - освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Главной целью нашей работы является социально-педагогическое сопровождение процесса воспитания успешной личности школьника в условиях обновлённой развивающей среды.
Решение задач психолого-медико-педагогического и социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья определили основные направления в деятельности специалистов сопровождения. Перечень основных направлений программы:
1. Сохранение в штатном расписании учреждения специалистов: социального педагога, педагога - психолога.
2. Создание системы комплексного психолого-медико-педагогического и социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях интегрированного образования.
3 . Оказание помощи родителям и ребёнку в выборе образовательного маршрута, опираясь на индивидуальные особенности ребёнка.
4. Оказание помощи ребёнку, изменившему образовательный маршрут, адаптироваться в новых условиях.
5. Коррекционно-развивающая работа в специальных (коррекционных)
классах VII вида.
6. Профилактическая работа с детьми и родителями по формированию
здорового образа жизни.
7. Информационно-просветительская работа с педагогами и родителями.
8. Мониторинг системы психолого-медико-педагогического и социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.
9. Повышение квалификации специалистов службы психолого-медико-педагогического и социального сопровождения.
В таблице представлена система взаимодействия специалистов психолого-медико-педагогического и социального сопровождения детей МОУ СОШ № 37, определены направления их деятельности.
Результативный аспект определил содержательный аспект.
Содержательный аспект модели «Ступени успеха» включает в себя:
- анализ используемых программ и УМК по всем предметам учебного плана на предмет соответствия их действующим стандартам образования;
- организация корпоративного обучения педагогов по актуальным вопросам педагогической науки;
- разработка рабочих программ по учебным курсам и курсам внеурочной деятельности;
- внедрение проектного метода обучения в УВП через реализацию социальных проектов в рамках уроков и внеурочной деятельности.
Процессуальный аспект модели «Ступени успеха» состоит из нескольких ступеней.
Первая ступень (1-2 классы) – «Пробы». На первом этапе учащиеся пробуют свои силы в различных аспектах урочной и внеурочной деятельности. В уроках это проявляется через вовлечение учащихся в проектную учебную деятельность. Учителя освоили и активно используют в своей практике технику решения проектных задач, что способствует формированию у учащихся личностных УУД, формированию основ мировосприятия, обеспечивающих возможности моральной регуляции поведения и построения отношений между людьми; у школьников происходит формирование Я-концепции, включающей культурную и этническую самоиндентификацию. Внеурочная деятельность реализуется воспитателями группы продленного дня в рамках модели «школа полного дня». Преимуществом является создание комплекса условий для успешной реализации образовательного процесса в течение всего дня, включая питание.
Вторая ступень(3-4 классы)– «Выбор». Чтобы сделать выбор, надо от чего-либо отказаться. Но отказаться не просто так, а осознанно, обдуманно. С 3 класса мы предполагаем, что учащиеся смогут самостоятельно, опираясь на свой опыт, выбирать курсы урочной и внеурочной деятельности, также варианты своей социальной практики (участие в различных акциях, в детском объединении «Созвучие», в работе школьного научного общества). Преимущества ступени заключается в предоставлении широкого выбора для ребенка на основе спектра направлений детских объединений по интересам. На этой ступени обязательным является введение ставки педагога-организатора как куратор школьной жизни детей.
Третья ступень (5-6 класс) – «Самоопределение». К окончанию начальной школы ребенок осознает свою роль в школьной жизни, является успешным учеником. Принимает участие в общественной жизни школы, реализуя свои способности. На этой ступени внедряем технологию «Интенсивная школа» – образовательное мероприятие, проводимое в режиме погружения, основанное на деятельном включении в тот или иной предметный и культурный материал с привлечением к осуществлению внеурочной деятельности квалифицированных специалистов из учреждений дополнительного образования. Увеличение количества часов внеурочной деятельности на общеинтеллектуальное направление.
Четвертая ступень(7-8 классы)– «Становление. Осознание своей роли в школе, значения своей деятельности для социума школы и микрорайона через участие в коллективных творческих делах, активная поддержка детских общественных объединений и органов ученического самоуправления.
Пятая ступень(9-11 классы)– «Самореализация», которая предполагает применение своих знаний, умений, навыков на практике: участие в социальных проектах, акциях.
На рисунке представлена структура модели «Ступени успеха».
Реализация данной модели образовательной системы «Ступени успеха» способствует:
- достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья;
- выявлению и развитию способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;
- организации интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;
- участию обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;
- использованию в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;
- эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке тьюторов и других педагогических работников;
- включениюобучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия.
Организационно-управленческий аспект реализации модели очень важен. Руководитель школы и его команда организуют работу коллектива так, чтобы обеспечить все условия, необходимые для создания развивающей образовательной среды.
- разработка нормативно-правовых документов. Написание ООП, разработка системы оценки качества образования;
- реализация проектного метода управления;
- планирование работы. Методическая работа в школе спланирована с учетом образовательных потребностей коллектива. Составлен план корпоративного обучения по наиболее актуальным темам;
- работа ШМО. Изучение теоретических вопросов введения ФГОС НОО. Разработка спецификаций и кодификаторов инструментов оценки качества образования для младших школьников. Включение в урок новых образовательных технологий – технология развития критического мышления, подводящего диалога, элементы кейс-технологии, проектный метод обучения;
- работа ШНОУ. Создание проектов для улучшения образовательной среды НШ;
- вовлечение учащихся младшей школы в проектную деятельность;
- организация внеурочной деятельности с учетом потребностей и запросов учащихся. Создание и разработка программ внеурочной деятельности, отвечающей потребностям учащихся и их родителей;
- организация внеурочной деятельности в рамках школы полного дня.
Для эффективной организации внеурочной деятельности школьников 1-6 классов организована «Школа полного дня». Работа школы в условиях полного дня позволяет использовать такое эффективное воспитательное средство, как режим, с помощью которого упорядочивается жизнь и деятельность учащихся, как в урочное, так и во внеурочное время. При этом учитываются познавательные потребности детей, а также возрастные особенности школьников: приём пищи, прогулки на свежем воздухе. Для работы в режиме «Школы полного дня» составлено единое расписание, как первой, так и второй половины дня.
Занятия внеурочной деятельности для учащихся 1-6 классов (БУП2010 г.) обеспечивают реализацию индивидуальных потребностей обучающихся и представлена следующими направлениями и формами работы:
- спортивно-оздоровительное;
- общекультурное;
- духовно-нравственное;
- общеинтеллектуальное;
- социальное.
В каждом направлении определено количество часов согласно БУП2010 г. и представлена вариативность видов деятельности.
Для эффективного информационного отражения состояния образования, аналитического обобщения результатов деятельности, прогноза развития учреждения разработана система мониторинга в качестве основных критериев приняты:
1. «Критерий потенциальных возможностей».
Показатели: правовое обеспечение (параметры: лицензия, свидетельство об аккредитации, устав школы, положения (локальные акты), программа развития, материально-техническое обеспечение (параметры: функционирование всех жизнеобеспечивающих систем, обеспеченность учебниками и литературой, наличие аттестованных учебных кабинетов, наличие орг. техники, наличие учебно-методического комплекса), дополнительные образовательные услуги (параметры: бесплатные дополнительные образовательные услуги, платные дополнительные образовательные услуги), кадровое обеспечение (параметры: качественный состав педагогических кадров, аттестация, курсовая подготовка), методическое обеспечение (параметры: функционирование методической сети, обобщение педагогического опыта индивидуальная научно-исследовательская деятельность, участие в конкурсах педагогического мастерства, организация экспериментальной работы, публикации работ учителей).
2. «Организационно - процессуальный критерий».
Показатели: демократичность (параметры: эффективность общественно-государственного управления), дифференцированность (параметры: профильность), гуманистичность (параметры: характер взаимодействия учителя с обучающимися)
3. «Содержание образования».
Показатели: единое образовательное пространство (параметры: преемственность содержания по вертикали), оптимизация рынка образовательных услуг в условиях школы(параметры: соответствие образовательных услуг запросам родителей и учащихся, эффективность использования вариативной части учебного плана), профилизация образования (параметры: ранняя диагностика, профессиональное самоопределение).
4. «Качество обучения».
Показатели: обученность (параметры: динамика успеваемости, уровень сформированности у учащихся ОУУН, устройство выпускников), обучаемость (параметры: уровень обученности и обучаемости в сравнении, развитие учащихся (параметры: творческие достижения учащихся).
Описание итогов достигнутых результатов
1.Создан целостный образовательный процесс через интеграцию основного и дополнительного образования, что способствует реализации основных учебно – воспитательных подпрограмм программы развития школы;
2.Прошел успешную апробацию и внедрение федеральный государственный образовательный стандарт начальной школы нового поколения;
3.Получены положительные результаты использования здоровьесберегающих технологий в рамках модели «Школа полного дня»; снижены показатели по основным заболеваниям детей – на 25- 35%;
4.Прослеживается положительная динамика в воспитании у школьников толерантности, терпимости к окружающим, а также самостоятельности и ответственности – до 81%;
5. Обобщен опыт 6 педагогов, достигших наибольших положительных результатов своей деятельности работая в рамках модели «Компетентностный подход в формировании образовательной среды начальной школы в рамках ФГОС НОО»;
6.Удовлетворенность качеством образовательных услуг основных групп потребителей (родителей и учащихся) – до 97%;
8. Повышение конкурентноспособности образовательного учреждения в социуме.
Список литературы
- Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010.
- Модели основной образовательной программы образовательного учреждения: опыт регионов. Начальная школа/ (А.В.Вольтов, И.В.Муштавинская, С.И.Петрова др.); под ред. Н.И.Роговцевой.- М.: Просвещение, 2010.
- Планируемые результаты начального общего образования / (Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.) ; под. ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения -М.,- Просвещение – 2010
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения -М.,- Просвещение – 2010
Контактная информация
www.knactts37.ru- сайт школы
Тюрина Н.Л.,
Машкина Ирина Валерьевна,